СМИ сообщают о предстоящем разделении Яндекса на международную и российскую части, а также о назначении руководителем российской части Алексея Кудрина. Яндекс занимает в России лидирующие, во многом монопольные позиции в интернет-сервисах поиска, такси и доставки. Яндекс собирает обширные данные о россиянах, и контроль государства над этой компанией является критически важным для информационной безопасности страны.
С финансовой точки зрения Яндекс — не просто компания с выручкой около половины триллиона рублей (по прогнозу на 2022 год), с огромными трансграничными и внутренними операциями и налогами, но и ключевой бенефициар низконалогового статуса полумиллиона самозанятых в такси и доставке, многие из которых перешли на работу в эти сферы из менее комфортных строительства и ЖКХ. Государство не только недобирает налогов с такси и доставки как услуг преимущественно для небедных слоев населения, но и вынужденно повышает тарифы ЖКХ для всех, чтобы компенсировать отток кадров из этой отрасли.
В условиях неопределённости с экспортом российских углеводородов из-за западных санкций и высокой зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов необходим поиск новых источников доходов, так что финансисту Кудрину будет над чем поработать по своему профилю.
Яндекс: большой успех или большая проблема России?
Яндекс считается российской компанией лишь исторически, тогда как фактически это компания из недружественной страны. Штаб-квартира головной компании находится в Амстердаме на бульваре Схипхол рядом с одноименным центральным аэропортом нидерландской столицы. Акции Яндекса торгуются на американской площадке NASDAQ, и компания следует американским стандартам раскрытия информации и бухгалтерского учёта. Аркадий Волож и ряд других топ-менеджеров, контролирующих больше 50% акций компании, по данным СМИ, проживают за пределами России.
Сбербанку некогда принадлежала "золотая акция" Яндекса, ограничивающая появление новых акционеров с долями более 10%, но на рубеже 2019-2020 годов эта акция была передана Фонду общественных интересов. В СМИ можно найти сведения об учреждении этого фонда от лица нидерландской головной компании Яндекса и регистрации его в Калининграде. Также поисковик самого Яндекса выдает очень краткие сведения о деятельности фонда за 2020-2021 годы в объёме таблицы в несколько строк и столбцов. Основная суть этой таблицы заключается в получении фондом вступительных взносов в размере 78 млн руб., нахождении этих взносов на банковских счетах, заработке порядка 2 млн руб. на процентах и расходовании порядка 1 млн руб. на свою деятельность.
Яндекс — не просто российский лидер интернет-сервисов, но и аккумулятор огромного массива персональных данных. СМИ неоднократно писали об утечках таких данных, о судебных разбирательствах и о нескольких небольших штрафах за такие утечки. Яндекс считает сведения о местах расположения своих серверов конфиденциальной информацией, однако сам же поисковик этой компании выдаёт ряд соответствующих статей. Например, РБК 30 апреля 2022 года писал, что "Дата-центр «Яндекса» в финском муниципалитете Мянтсяля отключили от электроснабжения". Яндекс на своем сайте в разделе Transparency Report указывает на обработку 21 тысячи официальных запросов о раскрытии пользовательских данных за II полугодие 2021 года, а также на конфиденциальное предоставление информации правоохранительным органам. При этом не сообщается, правоохранительным органам каких стран предоставляется информация.
Оставим вопросы корпоративной казуистики владения и управления Яндексом, а также информационной безопасности нашей страны профильным специалистам, и сосредоточимся в рамках данной статьи на финансовых аспектах работы Яндекса, точнее, на том, как эти аспекты затрагивают почти каждого россиянина.
Налоги Яндекса на порядок меньше налогов Роснефти
В рейтинге RAEX крупнейших компаний России Яндекс занимает почетное 75-е место по выручке за 2020 год в размере 218 млрд руб. В этом рейтинге Яндекс располагается радом с такими крупными компаниями, как Алроса, Киа Россия, Пепсико Россия, КамАЗ, Почта России. По данным консолидированной отчётности голландской материнской компании, выручка за 9 месяцев 2022 года составила 357 млрд руб., с простой экстраполяцией на год до 490-500 млрд руб. Среди сотни крупнейших компаний России выручка Яндекса растёт одним из самых быстрых темпов, примерно в 1,4-1,5 раза ежегодно. С прогнозной выручкой за 2022 год в полтриллиона рублей Яндекс поднимется среди крупнейших компаний России примерно на 35-е место, на уровень таких отраслевых гигантов, как "Русгидро" или "Объединённая авиастроительная корпорация".
При столь большой выручке прибыль Яндекса периодически меняется на убытки и обратно, а налог на прибыль за 9 месяцев составил 13 млрд руб. или 3,7% выручки. Для сравнения, Роснефть за I полугодие 2022 года получила выручку в размере 5,2 трлн руб. и уплатила налогов на 2,1 трлн руб., то есть эффективная ставка налогов составила 40% или на порядок больше Яндекса. Следует уточнить, что Яндекс в своей отчётности выделяет только налог на прибыль, а Роснефть суммирует весь спектр уплачиваемых налогов.
Предположим, что Яндекс платил бы налоги по совокупной эффективной ставке как Роснефть. Нефтяной бизнес категорически более капитало- и трудоёмкий, чем IT-бизнес, особенно на новых месторождениях и в условиях западных санкций, а потому получает особые налоговые ставки для новых месторождений и модернизации нефтепереработки. Монопольное положение и эффект масштаба Яндекса в его сегментах рынка заметно сильнее аналогичного положения Роснефти в нефтяной отрасли, Яндекс более агрессивно пользуется налоговыми преференциями, поэтому применение эффективной ставки Роснефти к Яндексу вполне уместно.
При такой ставке объём налогов Яндекса за 2022 год составил бы около 200 млрд руб. На сайте riarating.ru можно найти "доходы бюджетов субъектов РФ в I полугодии 2022 года", и гипотетические налоги Яндекса по эффективной ставке налогов Роснефти оказались бы на уровне налоговых доходов Новосибирской, Нижегородской или Челябинской областей. Эти гипотетические налоги Яндекса превысили бы федеральные трансферты всем регионам Северокавказского федерального округа вместе взятым.
Рост Яндекс такси и доставки на налоговых льготах для самозанятых
США и Великобритания уже несколько лет назад своими судебными решениями признали отношения между агрегаторами, с одной стороны, и таксистами и курьерами, с другой стороны, трудовыми, с уплатой причитающихся при трудовых отношениях подоходного налога и социальных взносов. В России пока таксисты и курьеры являются преимущественно самозанятыми и платят налог по ставке 4-6%, тогда как сами агрегаторы зарабатывают на перевозках и доставке 20-26% от чека.
То есть просто предоставляя информационные услуги и фактически неся минимум издержек и ответственности, Яндекс получает от услуг такси в 5 раз больше, чем получает государство в виде налогов на самозанятых. Если бы таксисты были работниками Яндекса или таксопарков, то платили бы со своей зарплаты подоходный налог и социальные взносы, что можно было бы компенсировать перераспределением в их пользу комиссии Яндекса и признанием Яндекса налоговым агентом по налогам на заработную плату.
На заре становления бизнеса агрегаторов такси значительная часть таксистов работала "в серую", и тогда считалось большим достижением "обеление" рынка благодаря сервисам агрегаторов. Точнее, тогда агрегаторы выступили ключевыми лоббистами низконалогового статуса "самозанятых", фактически добившись от государства такого налогового субсидирования своего бизнеса. Во время первой волны коронавируса быстрый рост доставки позволил сократить посещение общественных мест, и всё же такое сокращение пришлось в основном на богатые столицы.
С социальной же точки зрения услуга такси ориентирована преимущественно на небольшую прослойку богатых в городах, тогда как подавляющее большинство небогатых жителей нашей страны пользуется такси крайне редко, если вообще пользуется. Так что получается скверная история социальной несправедливости субсидирования услуг для богатых за счёт недоплаты налогов и социальной поддержки бедных.
Курьеры Яндекс-доставки также ориентированы преимущественно на богатых. Можно наблюдать толпы доставщиков около ключевых торговых центров, на улицах на велосипедах или пешком, в общественном транспорте в богатой Москве и с огромным трудом найти таковых даже в относительно состоятельном подмосковном Можайске, не говоря уже о подавляющем большинстве дотационных российских регионов. Вроде бы доставка удобна небогатым пенсионерам, но пенсионеры редко могут себе позволить приличный чек покупки, делающий доставку интересной для агрегатора и курьера.
Финансовые результаты Яндекса чётко говорят, что существенный рост налогов на Яндекс возможен. Самым большим по выручке и прибыли является основной сегмент деятельности Яндекса — "поиск и сайт", который по итогам 2021 года дал 43% выручки с рентабельностью 49%. Вторым по выручке сегментом является сервис такси, на который в прошлом году пришлось 19% выручки с рентабельностью 22%. Сегменты продуктов питания, Яндекс Маркет, медиа сервис и Яндекс доставка были убыточны, суммарно "съедая" всю прибыль первого основного сегмента.
Рентабельность считалась по показателю EBITDA (прибыль до вычета процентов по кредитам, налогов и амортизации). Чистая прибыль непоказательна из-за больших ухищрений в отчётности с переоценкой активов, например от обмена с Mail.ru бизнесов доставки (Delivery Club) и медиа (Дзен). То есть, если закрыть, продать или как-то ещё вынести "за скобки" убыточные сегменты и оставить только два прибыльных сегмента, то это позволит значимо увеличить налоги.
Дефицит федерального бюджета и поиски новых доходов
Федеральный бюджет продолжает сильно зависеть от нефтегазовых доходов, и по итогам 10 месяцев этого года доля таких доходов составила 44%. Значительная часть этих доходов в краткосрочной перспективе будет обусловлена интенсивностью фактического контроля западных санкций, а в среднесрочной перспективе — заявленным Евросоюзом удвоением возобновляемой генерации и отказом от импорта ископаемого топлива к 2030 году.
При текущих западных санкциях против российских энергоносителей федеральный бюджет запланирован на 2023 год с дефицитом 2,9 трлн руб. Пока эти триллионы планируется частично занять у своих банков с оголением инвестиционного кредитования, напечатать с приличным инфляционным фоном, получить косвенно через повышение тарифов ЖКХ, либо изыскивая дополнительные нетипичные источники.
Первым принятым нетипичным источником доходов стал акциз на сладкую газировку, примерно половину рынка которой до начала текущего года держали американские "Пепсико" и "Кока-Кола". Всего-то 7 руб. с литровой бутылки сладкой газировки стоимостью 50-100 руб. в зависимости от бренда может принести бюджету дополнительные 40-50 млрд руб. Небольшие "гонения" на сладкую газировку понимаются как польза для здоровья, поскольку потенциально снизят заболеваемость сахарным диабетом и ожирением. Таких небольших решений на фоне триллионных потребностей необходимо будет находить десятками.
Потенциал дополнительных налогов с Яндекса в разы превышает дополнительные доходы от сладкой газировки. Такси или доставка отнюдь не являются предметами первой необходимости для подавляющего большинства небогатых россиян, и дополнительные налоговые изъятия по ним будут социально справедливыми. Более того, Яндекс занимает близкое к монопольному положение по сервисам поиска и такси, стремится к монополии в доставке, что делает Яндекс удобным инструментом в руках государства для роста тарифов на эти услуги и соответствующего роста налогов.
Имеется чёткая связь межу ростом бизнеса Яндекса по такси и доставке и ростом тарифов ЖКХ. Сотни тысяч дворников, уборщиков, маляров-штукатуров в последние годы перешли на работу сначала в такси, а потом в доставку: труд в такси и, особенно, в доставке проще и оплачивается выше. Дефицит рядовых работников сферы ЖКХ вынуждает власти повышать зарплаты и тарифы. Поэтому, когда столичный житель среднего класса пользуется якобы дешёвым такси или псевдобесплатной доставкой, он должен соотносить для себя такие услуги с ростом тарифов ЖКХ. Особенно чувствителен этот рост для небогатых, крайне редко пользующихся такси и доставкой.
Рост тарифов и налогов на услуги агрегаторов такси и доставки приведёт к сокращению количества единиц этих услуг. Агрегаторы будут стонать в СМИ об ухудшении бизнес-климата и налоговом прессе. Всё же следует ещё раз подчеркнуть, что эти услуги не являются социально значимыми (за крайне редким исключением типа социального такси в Москве). Повышение тарифов на услуги такси в 1,5-2 раза и так будет, из-за глобальной промышленной инфляции, удорожания новых автомобилей и запчастей. Государству лучше вернуть изрядную часть таксистов и доставщиков в систему ЖКХ и тем самым снизить остроту дефицита кадров в этой системе.
Более интересно выглядит потенциал платных сервисов Яндекса по поиску, сайту и почте. Крупнейшие западные и российские интернет-компании и электронные средства массовой информации постоянно работают над различными способами получения платы с физических лиц за свои услуги. По аналогии с акцизом на сладкую газировку с упором на "Пепсико" и "Кока-Колу", интересен потенциальный налог на услуги интернет поиска и почты, включая сервисы Гугла. Специалисты в области информационной безопасности должны сказать первое слово как о конструкциях такого налога, так и целевого использования этого налога для финансирования суверенизации Рунета.
Поэтому Алексею Кудрину, как опытному бывшему министру финансов и главе Счётной палаты, вполне может быть поставлена задача добиться, помимо независимости российской части Яндекса от Запада, ещё и увеличениё на порядок уплачиваемых Яндексом налогов. В том числе налогов за счёт разумного роста тарифов на услуги Яндекса и разумной монополизации отдельных, далеко не самых социально значимых услуг. Дополнительные деньги очень нужны для поддержки российских военных, полицейских, пенсионеров, врачей и учителей, для сглаживания социального неравенства между столицами и периферией, и они могут стать личным вкладом Алексея Кудрина в будущее нашей страны.
Автор — доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета.