Русские Вести

Ход конём: молочные реки Эстонии перетекут из России в Китай


50% производимого в Эстонии молока экспортируется.

Продуктовое эмбарго навело шорох в Европе. Особенно в молочной промышленности. Быстро новых рынков сбыта «российского масштаба» никому не найти. Больше всех страдает маленькая Эстония. Молока она производит в два раза больше, чем сама может выпить. А куда девать избытки, не знает. Японцы эстонское молоко не взяли. Китайцы пока еще только размышляют об этом.

Итак, потеряв российский рынок, главные надежды эстонцы возлагают на китайский. На днях в Эстонию даже приезжали эксперты из Поднебесной и после дегустации молочных продуктов выглядели весьма довольны. Но восток — дело тонкое.

Что на самом деле думают эстонцы о своих молочных перспективах и готовы ли они вернуться на российский рынок после отмены эмбарго, несмотря на все свои нынешние политические взгляды, корреспондент ФБА «Экономика сегодня» выяснил у Яануса Муракаса, президента Молочного союза Эстонии.

– Насколько серьезен разговор об экспорте эстонской молочной продукции в Китай?

– Конечно же, поставки эстонского молока в Китай возможны. Эстония давно работает в этом направлении. Китайская комиссия только что была в Эстонии, проверяла наши молочные предприятия и нашу ветеринарную службу. Они остались довольны, а мы ждем официального рапорта.

В каком-то смысле сейчас время Китая. Я говорю о том, что Китай не только экспортирует товары, но и импортирует. Внутренний китайский рынок очень важен для всего мира. В Китае растет интерес к кулинарии европейского стиля. Юное поколение ест не только традиционную еду, но и европейскую. Это дает надежду, что молочные продукты будут приобретать все большую популярность, будут использоваться в будущем все шире. Все это очень перспективно.

Ну, а поскольку Эстония — экспортная страна по части молочных продуктов, то нам нужно найти новые экспортные рынки, и Китай для этого очень подходит. Тем более, что в Китае все больше начинают смотреть на высокое качество, у них очень строгие правила. Эстония же известна качеством молочных продуктов. У нас всегда была культура хуторян и молочной промышленности, и мы надеемся, что у нас получится начать работать с Китаем.

В случае если поставки в Китай будут налажены, то это, конечно же, будут молочные продукты. Прежде всего — сухое молоко и сыры. Контейнер ведь до Китая идет полтора месяца, и надо, чтобы срок хранения у продуктов был долгим. Мы производим деминерализованные сухие сыворотки, сухое цельное молоко, сухое обезжиренное молоко и разного вида сыры. Потребность во всех этих продуктах есть и в Китае. Это очень важно, потому что в Азии, в Китае европейская, западная кухня и кулинария получают все большее признание. В этом смысле, китайский рынок очень перспективен для европейской молочной промышленности.

Яанус Муракас, президент Молочного союза Эстонии: «В каком-то смысле сейчас время Китая, но мы никогда не скажем, что российский рынок потерян для нас навсегда»

Яанус Муракас, президент Молочного союза Эстонии: «В каком-то смысле сейчас время Китая, но мы никогда не скажем, что российский рынок потерян для нас навсегда»

– Когда эстонские молочные товары выйдут на китайский рынок?

– Трудно сказать. Ждем рапорта китайских представителей, но мы надеемся, что всю эту работу можно сделать за полгода. Надо еще подписать некоторые согласования между странами. Промышленность этого ожидает, и за нами дело не станет. Многое зависит от министра, каким временем он располагает для встреч, с какой скоростью будут делаться документы и так далее.

– Про объемы грядущих поставок можете что-нибудь сказать?

– Что касается объемов поставок, то 50% производимого в Эстонии молока экспортируется. Мы производим в два раза больше молока, чем сами употребляем. Сегодня мы не знаем, сколько мы будем производить для Китая. Когда рынок будет открыт, то предприятия смогут найти бизнес-контакты, смотреть, какие ценовые уровни. Со временем видно будет.

Каждое предприятие само выработает свою стратегию, куда продавать. В Италию, Америку или Китай. У кого какой продукт, какие партнеры, какие цены, какие перспективы. Это будет бизнес-решение каждого завода. Кто как рынок видит, кто и куда начинает инвестировать. Если рынок будет открыт для нас 20, 30 или 50 лет, то тогда – да. Предприятия на это прагматично смотрят. Вы сами знаете, что выйти на рынок в сегодняшнем мире стоит очень дорого. Когда мы начали свой сыр продавать в российских торговых сетях, то платили огромные деньги, чтобы получить контракты, войти в эти сети. Представляете, сколько мы в результате потеряли?

– Навсегда ли вы распрощались с российским рынком?

– Мы никогда не скажем, что российский рынок потерян для нас навсегда. Сейчас политика — наши предприятия не могут поставлять продукцию в Россию. Работать же надо каждый день, значит, надо найти новые рынки. Продавать продукцию туда, куда возможно, где наши товары любят.

Мы в Россию сыр продавали всю жизнь, у нас был потребитель, который хотел покупать эстонский сыр, но сейчас это невозможно.

Под нашей маркой товары продаются в России и сейчас, но это товары, произведенные в России. У нас в России свое предприятие, там работают хорошие люди. Мы сделали долговременные инвестиции, когда казалось, что отношения России и Европейского союза будут хорошими. У нас есть своя фирма, которая режет и пакует сыр, мы делаем совместную работу, чтобы поднимать качество и продаем под нашими торговыми знаками такие сыры, которые похожи на сыры эстонские.

Борис Селиверстов

Источник: politobzor.net