Русские Вести

Взяли под контроль: Диаспоры скупают целые сектора экономики


И наконец мир. Генштаб вооружённых сил России отметил прекращение боевых действий в Нагорном Карабахе. Армяне и азербайджанцы после вмешательства Москвы, конечно, не друзья, но по крайней мере – не воюющие стороны, сотрясающие Закавказье. Впрочем, до заключения мира конфликт ощущался далеко не везде. В России, где представительные что армянская, что азербайджанская диаспоры, они сосуществуют достаточно мирно – вместе строят торговый бизнес, под одной крышей развивают ресторанный бизнес, делят сферу девелопмента. Анализируя эту тему, нам захотелось поподробнее узнать, а чем вообще живут диаспоры в России, как они строят бизнес и насколько активно продвигаются в рамках национальных связей.

Клановость в российской экономике исключительно сильна, в том числе и клановость, основанная на национальном признаке. Для того, чтобы проследить эти тенденции, достаточно заглянуть в рейтинг топ-200 богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes. Общеизвестно, что азербайджанская диаспора контролирует множество продовольственных рынков, но это далеко не единственная её специализация. Вот, например, на 37-й и 38-й строчках расположились два совладельца группы компаний "Киевская площадь" Зарах Илиев и Год Нисанов с состоянием 2 миллиарда 700 миллионов долларов каждый. Свою империю уроженцы Азербайджанской ССР выстраивают уже на протяжении четверти века. И выстраивают, надо сказать, весьма успешно.

Принадлежащая им "Киевская площадь" строит современные и, как подчёркивается, социально значимые объекты, среди которых торговый центр "Европейский", бизнес-центр "Воробьёвский", гастроквартал "Депо" на Лесной, Центральный рынок, гостиницы Radisson Collection Hotel и Radisson "Славянская" и другие. Последний сданный проект – транспортно-пересадочный узел "Щёлковский" с автовокзалом на крыше, автобусы отправляются прямо с шестого этажа, а первые пять занимает современный торговый комплекс. Мэр Собянин рад – теперь это не просто вокзал, который занимает дорогую площадь, но и ТРЦ, помещения в котором можно сдавать и неплохо на этом зарабатывать. 

– Сегодня из морально устаревшего здания он превратился в самый комфортный и самый крупный автовокзал Европы, – отметил на открытии мэр Москвы Сергей Собянин. – Здесь будут обслуживаться целый ряд направлений на Балтику, восток и северо-восток страны.

"Киевская площадь" Зараха Илиева и Года Нисанова занимает 80-ю строчку в рейтинге крупнейших российских компаний с выручкой 140 миллиардов рублей, опережая "Русагро", "Детский мир" и других бизнес-гигантов. Впрочем, в сфере интереса азербайджанских предпринимателей не только девелопмент, но также рынок: друзья-бизнесмены сдают в аренду площади агропродовольственного кластера "Фуд Сити", который открылся в 2014 году на Калужском шоссе. По сути, это кусочек Закавказья с примесью Средней Азии в России, где русской речи не услышать, а дела разруливаются на связях и договорённостях. Вот как охарактеризовал обосновавшийся на "Фуд Сити" контингент сам Год Нисанов в интервью Forbes.

– У нас на таможенном посту работают люди, которые говорят по-азербайджански, по-армянски, на других языках, они помогают в оформлении товаров, – отметил бизнесмен. – Производитель овощей – он ведь иногда по-русски и слова не может сказать, не то что таможенную декларацию заполнить. У нас ему помогают бесплатно.

Этим "интернациональным Вавилоном" регулярно интересуются силовики, а повод находится всегда – это и масштабные операции с криптовалютой с выводом денежных средств за границу, конечно же, нарушение миграционного законодательства и многочисленные бунты, например, из-за поднятия цен на аренду. Но никаких серьёзных последствий для владельцев это не имеет.

Солидные позиции в торговле, а также в строительном, банковском и страховом бизнесе занимают представители другого клана – армянского. Шестеро армян фигурируют в топ-200 рейтинга богатейших людей России по версии Forbes. Это основатель "Магнита" Сергей Галицкий (его фамилия до женитьбы – Арутюнян), президент и основатель группы компаний "Ташир" Самвел Карапетян, инвестиционный банкир Рубен Варданян, миноритарный акционер крупнейшего в России месторождения коксующегося угля "Эльга" Альберт Авдолян, а также братья Николай и Сергей Саркисовы из "РЕСО-Гарантия". Одним из самых состоятельных российских выходцев из Армении является Самвел Карапетян. За последние 10 лет его состояние выросло более чем в три раза – с 750 миллионов долларов в 2010 году до нынешних 2,5 миллиарда. Из армянского города Ташир он переехал в Москву в 1992 году, а в 97-м приобрёл компанию "Калугаглавснаб", при помощи которой у Карапетяна завязались дружеские отношения с "Газпромом", который на многие годы стал важным контрагентом Карапетяна. 

В прошлом году выручка группы компаний "Ташир", основанной на базе "Калугаглавснаб", составила 181 миллиард рублей, примерно каждый десятый рубль был заработан на строительстве и поставке оборудования для "Газпрома". Однако живёт "Ташир" не только энергетическими контрактами. Группе принадлежит 830 тысяч кв. м. торговой, 61 тысяча кв. м. офисной недвижимости и 33 торговых центра, в том числе сеть торгово-развлекательных центров "РИО".

Армянскую диаспору в России называют одной из самых монолитных. Карапетян ведёт бизнес со многими другими земляками. Торговый центр "Ереван плаза", например, он строил вместе с владельцем девелоперской компании "Стинком групп" Геннадием Степаняном, а группа "Ташир" совместно с сооснователем корпорации смыслов SENSEMAKERS Гором Нахапетяном открыли в Москве ресторан "Арагви".

Азербайджанцы строят ресторанный бизнес в России не менее активно, чем армяне. И стоит отметить, что никаких особых стычек на национальной почве эти вроде бы враждующие нации себе не позволяют. В Москве много армянских и азербайджанских кафе, которые без проблем готовят блюда "врагов", а то и работают с ними под одной крышей. А вот турецкая диаспора старается держаться особняком и в основном представлена не в Москве, а в Татарстане.

Около 25% иностранных инвестиций в республике приходится на Турцию. Турецким капиталом в Татарстане созданы около 10% рабочих мест. А глава Татарстана Рустам Минниханов посещает с рабочими визитами Стамбул едва ли не чаще, чем Москву, равно как и принимает турецкие делегации в Казани.  

Объём инвестиций турецких компаний в экономику Татарстана за последние годы составил 2 миллиарда долларов.

Об этом заявил Рустам Минниханов во время своего рабочего визита в турецкий город Бурса в мае 19-го года. Сейчас в Татарстане работают деревообрабатывающее производство "Кастамону Энтегре", завод по выпуску туалетной бумаги и салфеток "Хаят Кимья", производства стекла "Тракья Гласс" и кузовных деталей "Джошкуноз". Интересно, что большинство предприятий размещены в особой экономической зоне "Алабуга" и вовсю пользуются налоговыми льготами и преференциями. Этническая экономическая деятельность – важная часть современной российской экономики. Азербайджанская, армянская, турецкая и другие диаспоры оказывают значительное влияние на все без исключения экономические процессы в стране. Хорошо это или плохо? Вопрос насущный.

– Всем, кто готов честно трудиться и соблюдать российские законы, мы традиционно рады, – отмечает член Совета обществ "Двуглавый Орёл" Андрей Афанасьев. – Ну а тем, кто пытается тут навязывать свои порядки или каким-то образом угнетать или ущемлять коренное население – представителей государствообразующего народа, мы бы не хотели видеть на своей земле. Я думаю, это вполне законное и рациональное желание каждого из нас. Те, кто российское законодательство соблюдать не хотят, имеют право и замечательную возможность выехать из страны и жить по законам и порядкам любой другой страны в этом мире.

У любой диаспоры, потому что она в меньшинстве на чужой территории, гораздо выше уровень самоорганизации – люди друг друга поддерживают, стараются друг другу помочь, берут на работу и ведут бизнес со своими доверенными людьми. У государствообразующего русского народа, который ощущает себя в безопасности, такого нет – каждый сам за себя. Но сегодня мы в безопасности, а завтра, возможно, уже нет. И это страшно, ведь речь идёт о нашей территории. И дело не в сплочённости малых народов, а в нашем национальном самосознании и самоидентификации. Это не чисто российская специфика – во всем мире нацменьшинства стремятся установить контроль над теми или иными сферами. Но далеко не везде им это позволяют. Попробуйте поехать в какую-нибудь ближневосточную страну, или в Венгрию, или в Польшу и установить там диктат национальных меньшинств – достаточно быстро, подробно и в рамках закона вам объяснят, что это делать не нужно. Это вопрос политической воли и гражданской культуры населения.

Мария Иваткина

Фото: Egon Bömsch/Global Look Press

Источник: ug.tsargrad.tv