Русские Вести

Всероссийский капитальный чёс


Новые сборы на капитальный ремонт показывают: эксплуатировать народ даже выгоднее, чем недра. Десятилетия с жильцов взималась плата за «содержание и ремонт жилья», хотя самого ремонта как правило не было, теперь эта статья выделена отдельной "всероссийской" платёжкой в некоммерческие фонды.

Длинные деньги для  избранных

Бенефициарами схемы всероссийского сбора на капремонт могут стать два-три банка

Федеральный закон, который дополнил Жилищный кодекс нормами о региональных операторах капитального ремонта, россиянам «подарили» в самом конце 2013 года: 23 декабря он был принят Госдумой, 25-го одобрен Советом Федерации, а 28-го подписан президентом. Канун Нового года — традиционный период для проталкивания неоднозначных инициатив. Тем более что страна тогда жила в информационном пространстве между Майданом и Сочи и на такие мелочи, как капитальный ремонт, не разменивалась. «Новая газета» попыталась выяснить, для чего понадобилось перекраивать жилищное законодательство, кто мог лоббировать этот процесс, а главное — кто может стать бенефициаром новой системы.

Как известно, с 2007 года главным игроком на рынке капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) была специально созданная госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ». В ее уставный капитал передали деньги, вырученные бюджетом от продажи «Юганскнефтегаза» легендарной компании «Байкалфинансгрупп». Возглавил госкорпорацию Константин Цицин. Этот функционер мало известен широкой публике, хотя под его управлением находились колоссальные деньги — 240 миллиардов рублей.

Источник «Новой» из руководства Министерства регионального развития и ЖКХ полагает, что неожиданным возвышением Цицин был обязан благосклонностью Виктора Зубкова, под началом которого трудился в налоговых органах. При этом, в отличие от ситуации с Анатолием Сердюковым, речь шла не о личных, а о профессиональных взаимоотношениях. Возможно, в пользу Цицина сыграло и то обстоятельство, что в 2004—2005 годах он занимал должность зампреда правления Газпромбанка. По совпадению, именно в Газпромбанк решением конкурсного управляющего были перечислены все деньги от распродажи ЮКОСа (более 310 миллиардов рублей). Это в свое время позволило кредитной организации стать одним из столпов межбанковского рынка.

По мнению нашего источника, в этом и состоит вся суть манипуляций вокруг темы капитального ремонта. Речь идет об источнике длинных денег, при том постоянно пополняющемся. Деньги ЮКОСа банально кончились, и нужен был другой источник. Им, по сути, стало население, которое не зря называют «единственным неисчерпаемым ресурсом».

Значительный плюс схемы с региональными фондами в том, что между наполнением и расходованием денег в «общем котле» проходит длительное время, иногда буквально десятилетия. Все это время деньги якобы будут лежать мертвым грузом, но на самом деле — работать. В интересах той кредитной организации, где они будут аккумулироваться.

Богатые регионы с сильными губернаторами, скорее всего, оставят эти деньги у себя. Так, например, произошло в Москве, где счет, на котором будут аккумулироваться колоссальные суммы поступлений от владельцев столичной недвижимости, был открыт в департаменте финансов городского правительства. Но, как полагает наш собеседник, неформальное, но жесткое курирование деятельности большинства региональных операторов будет осуществлять тот же Константин Цицин.

Кроме Газпромбанка среди возможных бенефициаров называется и Россельхозбанк, который тоже периодически испытывает проблемы с фондированием. Десятки миллиардов рублей, которые население будет выплачивать региональным операторам ежегодно, способны эти проблемы минимизировать.

Как и у всякой схемы, здесь должен быть проигравший. И в этой роли традиционно оказываются граждане, которые фактически будут платить инфляционный налог. Ведь в отличие от тех же пенсионных накоплений, законодательство не предусматривает конкретных механизмов капитализации платежей за ЖКХ, это не инвестиции, а, собственно, накопления. Которые съедает инфляция.

— Я вот за свою московскую квартиру не плачу, — признается собеседник «Новой» из Министерства регионального развития и ЖКХ. — У меня дом сдан четыре года назад, о каком капитальном ремонте говорить? И лично я не вижу каких-то юридических причин, чтобы оплачивать эти квитанции.

Закон действительно «сырой» и с «дырами», но при необходимости его можно доработать, а там, где необходимо, отшлифовать правоприменительной практикой. Если неплатежи со стороны населения достигнут критических уровней, что весьма вероятно, региональные суды и управления службы судебных приставов будут брошены на приоритетное направление. Слишком большой приз на кону.

Андрей Сухотин

 

Киров

Эффективный менеджмент демократии

Когда заходит разговор о платежках за капремонт, первая жалоба — «опять с нас деньги тянут», вторая — «непонятно, как эти деньги потратят». И если первое недоумение — риторического плана, то второе — с решением.

Жильцы дома № 19 на Студенческом проезде в Кирове не беспокоятся о том, куда уйдут их деньги, отданные по графе «Взнос на капремонт». Они сами решали, что отремонтировать в своем доме. На собрании ТСЖ.

— Собрания у нас проводятся по любому важному вопросу: покраска подъезда, изменения на придомовой территории. Любой шаг обязательно обсуждается, — говорит жительница дома Вера. — Общим голосованием мы выбираем и председателя ТСЖ. Раз в два года.

Вера живет в квартире площадью 48,4 кв. м. И отдает за капремонт ежемесячно 343,64 рубля.

Решение о том, что именно ремонтировать на собранные с «капремонтной» строки деньги, жильцы Студенческого проезда, 19, также принимали самостоятельно.

— Председатель сказала, что комиссия при правительстве региона, которая занимается вопросами капремонта, рекомендовала нам отремонтировать лифт. Это предложение поддержали все, потому что лифт для нас действительно болезненная тема: он с самой постройки дома работает — с 1988 года: медленный по нынешним меркам и, к сожалению, не очень опрятный.

— Новый лифт будет стоить нам 1,5 млн рублей, — говорит Лидия Марьина. — Отремонтировать мы его должны до 2020 года. И, разумеется, к этому времени сумма накопится.

Иван Жилин

 

Омск

Граждане задолжали полмиллиарда и платить не хотят

Больше трети жильцов многоквартирных домов не оплачивают счета за «капитальный ремонт», признался 13 июля в программе «Вести—Омск» заместитель областного министра строительства и ЖКХ Дмитрий Шекалов. Число плательщиков резко уменьшилось, по его словам, в последние месяцы: в феврале-марте их было 78%, а с апреля начался спад, и сейчас их 65%. Чиновник предполагает, что разницу составляют дачники, которые в заботах об урожае забывают или не успевают прийти на почту с квитанциями.

Рассылает их омичам — отдельно от текущих коммунальных платежей — региональный фонд капремонта, учрежденный облправительством, с сентября 2014 года. Показатели собираемости взносов за 10 месяцев скачкообразно менялись несколько раз: в сентябре 2014-го — 50,1%, в октябре — 64,2%, в ноябре — 82%, в декабре — 48,8%, в январе 2015-го — 76,1% и т.д. Вероятно, зависят они от активности, с одной стороны, областных агитаторов, разъясняющих жителям области необходимость этой платы, а с другой стороны — правозащитников и коммунистов, призывающих граждан не оплачивать «липовый капремонт».

Перевес в этой информационной войне, конечно, у первых, но ресурсы у их оппонентов не так уж малы: у омского отделения КПРФ есть газеты и телевидение, коммунисты проводят пикеты и митинги, освещаемые местными интернет-изданиями. Областной КПЧ (комитет по правам человека) на всех протестных мероприятиях раздает их участникам «памятки» — как следует вести себя сознательным неплательщикам, если вдруг их вызовут в суд. А также — готовые бланки заявления руководителю регионального фонда капремонта «об отказе от заключения договора на ремонт многоквартирных домов» (образец его опубликован на сайте «Омск политический»). Аргументы в нем перечислены вполне убийственные: этот фонд, хоть и учрежден областным правительством, является некоммерческой организацией. В статье 10 закона № 82-ФЗ сказано, что имущество такого фонда может формироваться исключительно «на основе добровольных взносов, а его учредители «не отвечают по его обязательствам», как и «фонд не отвечает по обязательствам учредителей».

В Омске суды в последние несколько лет вынесли 1640 решений, обязывающих мэрию отремонтировать многоквартирники за счет городской казны: цена вопроса — 13 млрд руб., немногим меньше годового бюджета города. «Если в доме, — говорит правозащитник Кузнецов, — больше 20 лет не проводился капитальный ремонт, то муниципалитет обязан взять его на себя, не требуя с жильцов ни копейки. Но эти решения игнорируются судебными приставами, и мы обжалуем их бездействие в судах, пока без ощутимого результата».

Сам правозащитник проживает в доме, который, как и подавляющее большинство омских «хрущоб», капитально не ремонтировался больше 40 лет, но регулярно все это время с квартиросъемщиков взималась плата за «содержание и ремонт жилья».

Всего на сегодняшний день жители Омской области задолжали за капремонт более полумиллиарда рублей. Если разделить эту сумму на тариф — 6 руб. 70 коп. за кв. м, помноженный на среднюю жилплощадь (50—60 квадратов) и на 10 месяцев, то получится, что больше 100 тысяч омских семей за капитальный ремонт ничего не платят. Многие, конечно, игнорируют эти платежки по бедности, но большинство, уверен Валентин Кузнецов, — не только по материальным, но и по идейным соображениям.

Георгий Бородянский

 

Самара

Наш дом — «Ленд Крузер»

На сегодняшний день местный тариф — 5,07 рубля с метра в домах до 5 этажей и 5,84 рубля с метра в многоэтажках. Примечательно, что в планах правительства области было повысить сумму в 2015 году до 6,21 рубля, а директор регионального фонда капитального ремонта Андрей Чибисов предлагал и вовсе довести размер средней платы до 7 рублей с 1 кв. м; идею не поддержали депутаты и министр энергетики и ЖКХ Сергей Крайнев.

Собственно, Андрей Чибисов не далее чем прошедшей весной стал фигурантом скандала по поводу закупки фондом капремонта автомобиля «Ленд Крузер Прадо». В конце марта фонд объявил аукцион на приобретение машины, начальная цена контракта составляла 1,9 миллиона рублей. Торги признали несостоявшимися, и уже через пять дней заключили договор на 1,89 миллиона рублей с единственным участником — компанией «СамРЭК-Эксплуатация», которая занимается теплоснабжением в городах и районах области. При этом руководителем «СамРЭК-Эксплуатации» является тот же Андрей Чибисов. На конфликт интересов при покупке автомобиля обратили внимание местные СМИ и сам губернатор. Фонд капремонта был вынужден объявить торги по продаже «Ленд Крузера» и покупке отечественной «Лады Ларгус».

Впрочем, саму программу в 2014 году и без всяких «Ленд Крузеров» откровенно провалили: с населения собрали всего лишь около 30% платежей, а из 862 домов, которые были включены в план на ремонт, работы провели только в 127.

В 2015 году в Самарской области планируется капитально отремонтировать 886 многоквартирных домов, пока реальных цифр насчет выполненных работ нет. По словам Сергея Крайнева, процент собираемости взносов достиг 40%.

На недавней пресс-конференции, Сергей Ульянкин, заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской области, сообщил о том, с какими трудностями сталкиваются работники фонда.

Во-первых, дома с большой степенью износа ремонтировать невыгодно, а выгодно придать им статус аварийного и ветхого жилья, но всем этим нужно напряженно заниматься.

Во-вторых, фонд самостоятельно не может приступить к ремонту, нужно все согласовывать с жильцами.

Из выступления замминистра становилось ясным, что оператор капитального ремонта работал бы очень хорошо, если бы не эти неприятные жильцы многоквартирных домов.

Наталья Фомина

Источник: www.kramola.info