Русские Вести

Валентин Катасонов. К вопросу о списании Россией иностранных долгов


Россия — страна уникальная во многих отношениях. Одно из проявлений ее уникальности состоит в том, что сегодняшняя «демократическая» РФ в массовом порядке прощает другим странам внешние долги. Сначала имело место списание долгов по кредитам, которые мы выдавали еще в советское время, а в последнее время — и по кредитам, выдававшимся после развала СССР. Писать на эту тему статью меня подвигла появившаяся недавно информация, размещенная на официальном сайте МИД России. Она была посвящена Дню Африки (празднуется 25 мая). Нам с гордостью сообщалось, что за годы существования Российской Федерации мы простили (списали) странам «черного континента» долгов на общую сумму 20 млрд. долларов. У меня почему-то эта информация не вызвала чувства гордости за державу. Скорее, породила грустные размышления.

Свои размышления я подкреплю статистикой Парижского клуба (ПК). ПК — неофициальная межправительственная организация развитых стран-кредиторов. Была создана в 1956 году по инициативе Франции. Главная задача ПК - реструктуризация задолженности развивающихся стран. Постоянными членами являются 19 государств, в том числе Россия. По данным ПК, за период 1992—2014 гг. Российская Федерация списала внешних долгов на общую сумму 140 млрд долл. Например, Никарагуа в 1992 году мы списали 2,6 млрд. Монголии и Лаосу в 2003 году — 12 млрд. Алжиру в 2006 году — 4,7 млрд. Афганистану в 2007-ом — 11,1 млрд. Ираку в 2008-ом -12 млрд. Кубе в 2014 году — свыше 31 млрд. В списке тех, кому мы простили долг — Эфиопия, Мозамбик, Мадагаскар, Гана и т. д.

К настоящему времени процесс раздачи «рождественских подарков» в виде прощения долгов советского периода близится к своему завершению. Раздали почти все, что можно было раздать. Но, боюсь, что вслед за этим начнется вторая серия раздачи. Уже по тем долгам, которые возникли в результате выдачи кредитов и займов Российской Федерацией. Из открытых источников известно, что в 2013 году Россия списала Киргизии долгов на сумму около 0,5 млрд долл. В декабре 2014 года президент Путин объявил о прощении долга Узбекистану на сумму 890 млн долл. Запас «рождественских подарков» для второй серии филантропической кампании вполне солидный. По данным Банка России, на 1 января 2015 года требования Российской Федерации по государственным кредитам и займам другим странам составили в общей сложности 35,3 млрд долл. Готов держать пари, что часть этого долга будет «закрыта» не путем погашения должниками, а путем списания нашим «добрым» государством.

Для сравнения: международные резервы России на начало мая текущего года составляли 358 млрд долл. Внешний долг России другим государствам на 1 апреля 2014 года был равен 39,2 млрд долл., в том числе 1,8 млрд долл. - обязательства советского периода. Таким образом, наше государство списало долгов на сумму, которая в 3,6 раза превышает нынешний суверенный долг России другим государствам.

По данным Парижского клуба, за весь период его существования страны-кредиторы, входящие в клуб, снизили обязательства стран-должников на общую сумму 583 млрд долл. Либо путем прямого списания, либо в результате реализации разных схем реструктуризации долга. Это за период с момента образования Парижского клуба (1956 год) до сегодняшнего дня, т.е. за 59 лет.

Четверть всех списаний долга в рамках Парижского клуба пришлось на Россию, причем эти списания производились в течение 22 лет. Ни одна другая страна из 19 членов Парижского клуба и близко не приблизилась к России по масштабам подобной долговой щедрости. Еще одна удивительная деталь: Россию принимали в Парижский клуб не как кредитора, а как должника. Списывая долги другим странам, Россия одновременно выплачивала свои долги другим членам клуба. В августе 2006 года РФ сделала платеж на сумму 21,6 млрд долл., фактически закрыв все свои обязательства перед «партнерами» по клубу. После этого события клуб в значительной степени утратил дальнейший смысл своего существования.

Еще одна особенность: за все годы членства России в Парижском клубе ни один из его участников не списал нашему государству ни одного доллара, ни одного фунта, ни одного рубля наших обязательств. Впрочем, мои долгие исследования вопроса привели меня к выводу, что ни Российской империи (до 1917 года), ни Советскому Союзу, ни Российской Федерации никто никогда не списал ни одной копейки! А вот сколько мы успели списать другим государствам при царе-батюшке и при коммунистах, никто не считал. Но случаев столько, что можно написать целую книгу под названием «Русская щедрость».

Страны «цивилизованного мира» (т.е. Запад) не привыкли никому ничего прощать. Более того, их позиция по отношению к должникам характеризуется некоторыми типичными особенностями.

Во-первых, они готовы прибегать к любым методам выколачивания долгов других стран. Вплоть до вооруженных интервенций. Так, Советская Россия своим декретом ВЦИК (январь 1918 года) объявила об отказе выполнять обязательства по кредитам и займам, которые получали царское и временное правительства (в общей сложности около 18,5 млрд. золотых рублей). Это послужило одной из основных причин того, что сначала против нашей страны бывшими союзниками по Антанте была объявлена торговая и морская блокада. Затем Запад способствовал разжиганию гражданской войны в России и начал против нее вооруженную интервенцию.

Во-вторых, Запад умеет ждать. Это хорошо видно на примере нашей страны. Советское государство за 70 лет своего существования так и не признало тех долгов, которые образовались до 1917 года. А кредиторы, тем не менее, не собирались переводить свои требования в категорию «безнадежных». И лишь в конце СССР и в начале существования РФ страны Запада (прежде всего Великобритания и Франция) сумели «дожать» сначала Горбачева, а затем Ельцина и долги почти вековой давности были «закрыты» с помощью разных схем.

Многие наши политики и государственные мужи, оправдывая неимоверную долговую щедрость «демократической» России, используют следующий аргумент. Долги, мол, безнадежные. Многие годы мы вели переговоры с другими государствами, а прогресса в деле урегулирования долгов никакого. Поэтому лучше списать (простить). В обмен, по крайней мере, получим хорошие отношения с государством-должником. Аргументация и логика — сплошное лукавство.

Начну с того, что некоторым государствам мы списали долги, а хороших отношений пока не предвидится. Взять тот же Ирак, которому мы «простили» в 2008 году 12 млрд. долларов. Сделано, кстати, это было не по причине того, что мы хотели закрепить свои позиции в этой стране, а под давлением Вашингтона. В Ирак рвались американские нефтяные компании, которые хотели немедленно получать большие прибыли от эксплуатации богатых месторождений этой ближневосточной страны. Но для этого, выражаясь бухгалтерским языком, надо было «расчистить» баланс корпорации под названием «Ирак». Вот Россия и помогла его «расчистить».

Мировая практика выработала большое количество различных схем урегулирования долгов, отличных от примитивного метода «прощения».

Во-первых, реструктуризация долга. Т.е. изменение первоначальных условий кредитов и займов по таким параметрам, как величина основной суммы долга, процентная ставка, график погашения. Самое простое — перенесение погашения на более отдаленные сроки, увеличение периода погашения, введение льготного периода и т. п.

Во-вторых, конверсия долга в активы. Сегодня эта схема используется широко странами Запада в отношении развивающихся стран. Иначе говоря, погашение долга происходит не деньгами, а активами в виде акций предприятий, объектов инфраструктуры, месторождений полезных ископаемых и другого имущества, которым располагает государство-должник.

В-третьих, конверсия в товары. Погашение осуществляется поставками товаров из страны-должника. В советское время это был широко используемый метод, часто он с самого начала предусматривался в соответствующих межгосударственных договорах и соглашениях.

В-четвертых, конверсия в политические уступки со стороны государства-должника. Например, в такие уступки, как предоставление права на размещение военных баз и объектов страны-кредитора на территории страны-должника. США и Великобритания широко использовали и продолжают использовать этот метод «урегулирования» долговых отношений, причем зачастую он им обходится очень дешево.

Актуальность применения Россией упомянутых методов сегодня резко возрастает в силу того, что Запад объявил нам экономическую войну. А завтра она, не дай Бог, может перерасти в войну «горячую». Разве нам не нужны опорные пункты в виде баз и военных объектов в тех странах, которые нам должны? Разве нам не нужны поставки стратегически важных материалов для военной промышленности? Разве будут лишними предприятия в странах-должниках?

Проблема имеет не только геополитическое, но социально-нравственное измерение. Наше государство проявляет необъяснимую щедрость в отношении других государств, но при этом демонстрирует полное равнодушие к своим собственным гражданам. Впрочем, иногда это равнодушие перерастает в жестокость. Я имею в виду, что наша кредитно-банковская система (за которую, в конечном счете, должно отвечать государство) не допускает никаких сантиментов в отношении должников. Будь то физические лица (граждане) или юридические лица (особенно компании малого и среднего бизнеса). Достаточно вспомнить о недавнем обрушении российского рубля, который, кстати, был организован (да, да — именно организован) Центральным банком РФ. Десятки тысяч семей, которые до этого обрушения имели несчастье взять валютные ипотечные кредиты, сегодня оказались в тяжелейшем положении. Многие молодые семьи (с детьми) просто оказались на улице. Однако наше государство до сих пор не пришло на помощь своим гражданам. Зато сразу же после обрушения рубля мы приняли решение о прощении долга узбекам почти на 1 миллиард долларов!

Последнее. Подготовка и принятие решений по «прощению» внешних долгов осуществляются при закрытых дверях. Выражаясь современным языком, процедуры «непрозрачны». Формально, за «списание» долгов голосуют наши «народные избранники». Создается видимость «демократических» решений. Однако, поверьте мне, в детали схем «списания» посвящены буквально единицы депутатов Государственной Думы. «Народу» в нужный момент сообщают лишь название страны и сумму списания. Больше узнать ничего невозможно. «Прощение долгов» превратилось в большую «черную дыру» нашей экономики. В которую большинство наших политиков и «народных избранников» даже боятся заглядывать. Любой человек, который хотя бы слегка знакомится с проблемой «прощения долгов», неизбежно формулирует версию столь необъяснимой, загадочной «русской щедрости». Версия очень простая: коррупция в особо крупных масштабах. Впрочем, это пока лишь версия. Чтобы развеять наши сомнения, этим вопросом должны заняться правоохранительные органы.

Валентин Катасонов

Источник: svpressa.ru