Русские Вести

Валентин Катасонов: В сценарии приватизации "Башнефти" непонятна линия государства


СМИ сообщают, что госпакет "Башнефти" может быть продан напрямую "Роснефти" за 325 млрд руб. Это пока наиболее вероятный вариант, хотя есть и другой возможный – конкурсный, когда инвестконсультант в недельный срок опросит претендентов на пакет, сколько они готовы заплатить. В любом случае, "Роснефть" рассматривается как наиболее вероятный покупатель 50,08% уставного капитала "Башнефти", хотя и сама может быть приватизирована. От продажи активов двух нефтедобывающих компаний бюджет России может пополниться на 1 трлн руб., об этом ранее заявлял Игорь Шувалов. Своим экспертным мнением о том, какие могут быть "сюрпризы" у сделки, с Накануне.RU поделился экономист, профессор МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов:

- В принципе, в этих сделках все понятно – речь идет о централизации всех активов нефтедобывающей отрасли в рамках одной госкорпорации. Хотя, строго говоря, "Роснефть" - это не госкорпорация, а компания с государством в качестве главного, ключевого акционера. Что касается тендеров, то там, как правило, победитель уже планируется, если не сказать жестче – "определяется". Поэтому тут уже вопрос техники – прямая или тендерная продажа пакета "Башнефти".

Другое дело, что не совсем понятно, какую роль "Роснефть" будет играть вообще во всем этом деле. Формально, конечно, это корпорация с преимущественным участием государства, но там есть и частные инвесторы, там есть и нерезиденты – около 20% акций принадлежит "BP". Во всяком случае, это лучше, чем просто продажа компании на каких-то свободных торгах.

В 90-е годы тоже проходила приватизация на основе конкурсов, но, в конечном счете, многие активы ушли нерезидентам, хотя, конечно, все было оформлено как владение со стороны российских физических и юридических лиц.

Классический пример – ЮКОС, потому что он, в конечном счете, контролировался Ротшильдами.

Так что сценарий приватизации "Башнефти" еще неплохой, но до конца линия государства не понятна. Пока его называют государством, выражающим интересы финансовой олигархии, но я думаю, что конкретно Владимиру Путину такое государство не очень комфортно, он бы хотел проводить политику, равноудаленную от олигархов. Сечин в данном случае – человек, который полностью подконтролен президенту, но что дальше?

Идут разговоры о том, что и сама "Роснефть" может быть приватизирована (19,5% акций). Обсуждение ведется, но надо учитывать, что оно ведется для того, чтобы, например, поддерживать или повышать инвестиционный рейтинг страны. Сказанное нужно делить даже не на 10, а на 100. Да, может быть, еще какие-то пакеты перейдут в руки частных инвесторов и, может быть, даже нерезидентов типа "BP", но я думаю, что сделка с "BP" в каком-то смысле была оправдана, потому что эта компания действительно дала нам выходы на некоторые важные рынки.

Поэтому если это не продажа ради продажи, а действительно приобретение какого-то стратегически важного инвестора – такие варианты могут быть, надо их просчитывать. И здесь важно оценивать не столько сами поступления в бюджет, сколько то, кому продаются активы.

В конечном итоге, можно сказать, что централизация активов – это нормальный процесс, но здесь могут быть неожиданные для нас "сюрпризы", когда централизация проводится в интересах какого-то бенефициара, отличного от российского народа. Остается один вопрос - если все это проходит под контролем государства, то в чьих интересах действует государство?

Источник: www.nakanune.ru