Русские Вести

В. Авагян: "Камо грядеши?"


Деструктивность современной модели общественных отношений очевидна. Суть её в том, что упрощая жизнь себе – крупные собственники усложняют её остальным. Причём это постоянный процесс, связанный с постоянным ростом удобств и комфорта деструктивной части общества. Если отдых, досуг – приятнее труда, работы, то почему люди веками значительную часть своего времени уделяли занятиям, значительно менее приятным, чем досуг? Не есть ли это какое-то странное самоистязание – когда человек занимается не тем, чем хочется, а тем, чем не хочется – но упорно и систематически? Мы мало думали о неизбежном неудобстве человека, как особи, в любой восходящей, прогрессивной системе, в любой развивающейся среде.

Это бытовое неудобство связано с ограничениями долга, ответственности, справедливости и системной безопасности. Освобождая себя от неудобных ограничений, человек гробит среду, в которой живёт...

Но деструктивный западный либерализм взял на вооружение именно удобство отдельно взятого человека. Он отделил человека от системы и противопоставил ей. Превратил функциональный элемент, клетку организма – во внесистемного паразита.

Это и является залогом и гарантией страшного будущего всего мира, если строить его по американским лекалам. Все удовольствия в сложившемся мире потребления носят «закрывающий» характер. Источники удовольствий особи тают, а борьба за них возрастает. Возможности привилегированных слоёв стремятся к бесконечности, а их состав – к нолю. Иначе говоря – всё у́же и у́же круг тех людей, которые могут позволить себе всё больше и больше, вытесняя из мира всё, кроме себя.

На практике это выглядит так: вначале, допустим, есть 100 человек, каждый из которых имеет 10 кв. м. жилой площади. Далее – количество жилой площади не меняется, происходит лишь её концентрация. В итоге 10 человек имеют по 100 кв. м., а 90 – оказываются бездомными. Это же касается и все прочих бытовых благ. Сокращение числа пользователей позволяет без всяких дополнительных затрат улучшить и качество, и ассортимент благ для оставшихся «избранных».

Всякая система, если она раскрывается – имеет тенденцию расширятся до бесконечности. Напротив, если система сворачивается (излюбленная либералами экономия на людях) – то она объективно стремится к нолю, понимает она это или не понимает.

Складывается круг заговора ресурсо-владельцев, который отлаживает систему самопоощрения: рост качества за счёт сокращения количества. В «миру» либералы называют это «рыночной конкуренцией», экономической борьбой за существование, в которой из многих участников выживает в итоге только один. Он получает всё – проигравшие –ничего.

Нетрудно видеть, что динамика это людоедская, причём людоедство в ней нарастает шаг за шагом, по мере её развёртывания. Отдельный человек не служит человечеству, а наоборот – использует всё человечество как расходный материал личного обогащения.

Для цивилизации эта агрессивная самопожирающая среда – невыносима.

+++

Поддержка деструктивных элементов ведёт только к одному: деструктивным элементам, как отдельно взятым паразитарным величинам, становится всё лучше и лучше, удобнее и комфортнее год от года, а в целом всё катится в пропасть.

Система (S) в процессе времени (t) умножает себя на какую-либо величину (N), которая больше ноля, или хотя бы равна ему.

S + t =NS.

Например, наша суммарная установленная мощность электрогенерации составляла Х гигаватт, через 10 лет стала 2Х. Или хотя бы составляет тот же Х - пусть система не развивается, но по крайней мере, сумела себя сохранить...

Отсюда ясно, что деградирующая система под воздействием времени не в состоянии ни наращивать, ни даже воспроизводить саму себя:

S' + t = S' - N.

Перед нами базовая формула деградации системы (истощения окружающих сред бесхозяйственными пользователями). Они ведут «одноразовое хозяйствование», которое не могут ни совершенствовать, ни даже просто повторить в новом цикле.

Истощаемые окружающие среды мстят отсутствием будущего. И неважно о какой среде идёт речь – природной, социальной, интеллектуальной, культурно-образовательной или иной-прочей. Закон действует универсально для всех окружающих сред. В определённом смысле это и неизбежно: «человек разумный» понимает нерасторжимую взаимосвязь всех окружающих сред – то есть, развивая интеллектуальную среду он не может гробить природу или наоборот.

Видно невооружённым взглядом, что рыночное хозяйствование развивается по формуле деградации сред, то есть оно жрёт общее будущее для максимизации частных прибылей в настоящем. А потому каждый новый день становится мрачнее и страшнее предыдущего.

+++

Частная собственность имеет смысл только тогда, когда она носит ярко-выраженный морализаторский характер. Она обязана являться частью системы поощрения общественно-полезной деятельности:

1)Выступать, как награда заслуженным людям.
2)Стимулировать других становиться заслуженными
3) Строится на вере в то, что люди с собственностью приложат все силы для общественного блага.

Скажем, Иван Иванович такой хороший человек – что достоин иметь дом, которого у других пока нет. Это – ему награда за заслуги перед отечеством, вроде ордена или медали.

Юноши, обдумывающие житьё, видят, какой красивый дом (и яркий орден) у Ивана Ивановича, и строят свою жизнь с него, стараются быть, как он, чтобы заиметь то, что он имеет.

Иван Иванович свой дом не превращает ни в бордель, ни в скупку краденого, ни в склад наркоты, ни в бандитский притон. Потому что он – хороший человек, и потому что общество следит, чтобы он не испортился со временем.

Но ведь в современном понятии частной собственности нет ничего и близкого к этому! Современное юридическое учение о частной собственности имморально в корне. Оно ничего не говорит ни о происхождении имущества Ивана Ивановича, ни о его текущем долге перед обществом, ни о его прошлых заслугах перед обществом.

Иван Иванович имеет неизвестно откуда взявшийся дом – и обязан с него платить налоги. Всё.

Такая частная собственность не может быть не только священной – она вообще не может быть. Она превращается в «скупку краденого», в апологетику мошенничества и бандитизма. Кто-то что-то как-то хапнул – и теперь это провозглашают «священным».

А когда оно стало священным? В момент похищения? Или через час после того, как карманник убежал с вашим кошельком?

Абсурдная постановка вопроса, отделяющая частную собственность от общественного блага, превращает собственника из доверенного лица, образца поведения – во врага общества. Голый факт имения не требует ни обоснования, ни оправдания. Таким образом, польза обществу и вред ему же – абсурдно уравниваются.

+++

Но такой подход – и есть поощрение деструктивных элементов общества в деле разрушения систем жизнеобеспечения, прогресса и социальных идеалов.

Богатство, как в глубокой древности – из плода заслуг становится плодом слепой удачи, пиратской добычей. Это как если бы орден или медаль имел право носить любой, кто украдёт или силой отберёт их у прежнего обладателя!

Существовать такая система какое-то время может, но исторически оно будет недолгим, и она неизбежно идёт к своему закату. Если производительный потенциал системы убывает, не прибывая, то ситуация, когда он станет равен нолю – абсолютно предсказуема.

+++

Отличие человека от животных в том, что человек строит свою окружающую среду, а животные – лишь приспосабливаются к имеющейся. Инструмент строительства для человека – мегапроекты.

Главная социальная особенность развития - вовлечение. Любое предприятие (а не только общество в целом) - если оно развивается, расширяется - то вовлекает в себя новых людей. Тех, которые, может быть, вчера о нём ничего и не слышали - а сегодня влились в ряды... Наоборот, любое предприятие (и общество в целом), деградируя - идёт путём сокращений. Оно не только не вовлекает новых людей, давая им шанс стать частью себя - но сокращает прежних, которые уже были его частью. Это создаёт невыносимую обстановку и для покидающих предприятие, и для остающихся в нём.

Главная черта восходящего общества - мегапроект, вовлекающий в себя людей со стороны, снова и снова.

Мегапроект предполагает коллективистскую неделимость. Для того, чтобы он строился (реализовывался) – необходимо поощрять тех, кто ему помогает строится и наказывать тех, кто мешает ему, растаскивает стройматериалы, спаивает строителей и т.п.

Даже на заре истории фараон никогда не возвёл бы пирамиды, если бы не кормил строителей, не поощрял архитектурные изыскания, и не карал бы воров. Тем более это касается сложнейшей системотехники наших дней. В них система задыхается от уравнивания строителей-энтузиастов с ворами-расхитителями.

Или мы покончим с деструктивной динамикой – или она покончит с нами.

Третьего не дано.

Вазген Авагян

Источник: economicsandwe.com