Парламентарии не увидели эффективной работы генератора инновационных технологий.
Зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Сысоев (ЛДПР) направил обращение (есть в распоряжении РП) на имя вице-премьера России Аркадия Дворковича с предложением переформатировать детище Анатолия Чубайса — компанию «Роснано». Как отметил законодатель, почти за десять лет работы бывшая государственная корпорация так и не показала каких-либо значительных результатов по продвижению современных отечественных технологий в России и внедрению их в отечественную промышленность. Более того, как отметил Сысоев, большинство проектов «Роснано» оказались убыточны и нерентабельны, и в связи с этим возникает вопрос об эффективности использования бюджетных средств.
Для решения этой проблемы депутат предложил переформатировать «Роснано» в «СПГ-Инжиниринг». Создание в России профильной компании, разрабатывающей и внедряющей новейшие технологии в области преобразования сжиженного природного газа из жидкого состояния в газообразное может стать важным шагом на пути превращения РФ из сырьевого поставщика в страну — производителя высокотехнологичных промышленных продуктов.
На сегодняшний день в России запущен лишь один СПГ-завод — Sakhalin Energy, мощность которого составляет 9,6 млн тонн в год (контролирующий акционер «Газпром». — РП.). Многие проекты находятся на стадии обсуждения или заморожены на неопределенный срок: «Балтийский СПГ», «Владивосток СПГ», «Дальневосточный СПГ» «Роснефти», «Арктикгаз-2», «Новатека». В перспективе планируется запуск «Ямал СПГ», инвестиции в который оцениваются в 27 млрд долларов, а контролирующим акционером является «Новатек».
«СПГ-Инжиниринг», как отметил Владимир Сысоев, мог бы объединять отраслевые научно-исследовательские, проектные, конструкторские и строительные организации, которые будут разрабатывать новые технологии СПГ и передавать их в пользование нефтегазовым компаниям России.
Надо признать, что учреждение «СПГ-Инжиниринг» действительно смогло бы решить многие проблемы в отрасли, для развития которой требуются десятки и сотни миллиардов долларов, при этом она крайне зависима от иностранной техники.
Так, оборудование для СПГ-заводов в Россию импортируется сегодня в основном из США и Европы. Это является очень неприятным обстоятельством для страны, которая лидирует в мире по запасам газа и при этом не имеет собственных технологий СПГ. Их форсированная разработка смогла бы помочь России сэкономить баснословные средства, которые сегодня получают государства, в том числе применившие санкции в отношении нашей страны.
«К сожалению, имея амбициозные задачи и масштабную государственную финансовую поддержку, "Роснано" поставленные цели не выполнила. В связи с этим я и предлагаю ребрендинг и перепрофилирование простаивающего государственного ресурса, который мог бы при умелом руководстве сослужить достойную службу своей стране. Найдется ли место в обновленной организации ее сегодняшнему главе Анатолию Чубайсу, трудно сказать, — отметил Сысоев. — До сегодняшнего дня он приобрел известность не столько как эффективный управленец "Роснано", сколько как распределитель бюджетов и дотаций. С его именем связаны последние скандалы, дискредитирующие госкомпанию».
Делать с «Роснано», безусловно, что-то нужно. Будет это трансформация в «СПГ-Инжиниринг», или, возможно, бюджетные поступления в компанию нужно разумно распределить по уже существующим и работающим направлениям — точного ответа сейчас дать нельзя. В любом случае, как это видят многие россияне, понять даже примерно, чем же именно занимается «Роснано», что она разрабатывает, какова польза от ее разработок, очень затруднительно.
Простой обыватель, который может оценить современные разработки именно как потребитель, не может сказать, что с утра он просыпается в доме, который разработан и построен по технологиям, созданным Анатолием Чубайсом и его командой. Этих же технологий он не обнаружит, когда с утра сядет за руль своего автомобиля, даже если тот российский, не говоря уже о российских инновациях в иностранных автомобилях. Перед поездкой он достанет смартфон, в котором тоже нет ничего зримого от «Роснано». Дальше он едет по дорогам, которые настолько безразличны дорожным строителям, что им уже не помогут никакие технологии, но «Роснано» даже не предложила, как сделать их более комфортными для поездок. Далее гражданин зайдет в офис, включит компьютер, увидит программное обеспечение — и также не почувствует российских инноваций.
Над чем таким работает «Роснано», которая за десять лет не удивила общественность ни одной технологической «бомбой», непонятно. О существовании «Роснано» мы вспоминаем лишь по разным неприятным поводам, связанным с его экс-руководителями-коррупционерами, либо когда в компании проходит очередной корпоратив.
Дмитрий Рункевич, Елена Малай