В качестве ракетного топлива используются различной степени токсичные вещества. В частности, на российских "протонах" и европейских ракето-носителях серии Ariane - очень токсичный гидразин. Сейчас в ЕС чиновники обсуждают возможность с 2021 года ввести запрет на использование в ракетно-космической индустрии ЕС использование этого топлива.
Трудно сказать, чем именно кроме популизма, руководствуются чиновники, но возможность подобного запрета вызвала шок у производителей. Как пишет Space News, это станет катастрофой для космической отрасли Евросоюза.
Выступая на церемонии открытия выставки-конференции Space Tech Expo Europe, руководитель группы разработки двигателей в Airbus Defense and Space Прия Фернандо заявил: "Это кошмар не только для Airbus, но и для всей европейской космической отрасли. Я думаю, что если его запретят в Европе, то имеет смысл запретить по всему миру. Нет смысла запрещать только в Европе".
В данном случае Фернандо имел в виду, что не подпадающие под запрет космические пуски в России и российскими ракетами просто будут вне конкуренции. Сотрудник Airbus Defense and Space заметил, что даже если европейские космические компании не попадут под запрет, стоимость гидразина все равно удвоится, а отрасль ежегодно будет терять до двух миллиардов долларов. Обоснование приведенных умозаключений Фернандо не привел, но в любом случае запрет без предложения разумной альтернативы добра не принесет - космос давно уже стал не просто площадкой для исследований, но и коммерческой программой. Без космической связи и спутниковых группировок не будут работать не GPS-навигаторы, ни спутниковая связь, ни множество иных программ, привычных в обыденной жизни.
Согласно сообщению Space News, замещение гидразин нитратом гидроксиламина или динитрамидом аммония не решает проблему, поскольку космическая отрасль по финансовым и технологическим причинам не готова к оперативному и массовому применению данных соединений в качестве ракетного топлива. Ракеты не двигатель "Запорожца", способный ездить на любой марке бензина. Да и потеря ракеты несравнима с риском "запороть двигатель "Запорожца".
Выступая на конференции Space Tech Expo Europe Фернандо сообщил, что на создание эффективного, дешевого и нетоксичного ракетного топлива потребуется около 20 лет. Как глава группы разработки двигателей в Airbus Defense and Space, г-н Фернандо знает, о чем говорит.
Европейская комиссия еще в 2011 году допустила включение гидразина в регламент REACH (Registration, Evaluation and Authorisation of CHemicals). При этом довольно странен акцент именно на космической отрасли. Дело в том, что космической отрасли ЕС требуется ежегодно не более 20 тонн гидразина, главным образом для спутников. При это гидразин ЕС не производит, а импортирует его. Всего же в мире ежегодно производится более 120 тысяч тонн гидразина. Соединение в основном применяется в качестве пенообразователя в химической промышленности.
Логичнее было бы запрещать его применение в отраслях, потребляющих 99% гидразина.
В ЕС готовят удар по космическим полётам
Источник: finobzor.ru