Сухой остаток молока
Россия в 2018 году нарастила импорт продовольственных товаров на 1,6% в натуральном выражении и на 2,4% в деньгах.
Отмечается, что в стране выросли поставки импортной пшеницы на 27%, пальмового масла - на 18,9%, сыров и творога - на 17,9%, цитрусовых - на 7,4%. При этом снизились объемы поставок импортного мяса на 36,7%, молока и сливок - на 21,1%, сливочного масла - на 10,5%.
При этом за 11 месяцев 2018 года экспорт молочных продуктов упал на 14% по сравнению с тем же периодом позапрошлого года.
Обещания правительства 2014-2015 годов о том, что в условиях непростой экономической ситуации нужно активнее заниматься модернизацией производства, внедрять современные технологии и оснащать их оборудованием нового поколения, а также развивать собственную сырьевую базу, привели к тому, что реализация программы привела, в первую очередь, к росту цен и потере качества.
Импортозамещение той же молочной продукции прошло путем добавления в нее импортного пальмового масла. Твердые сыры частично были вытеснены плавлеными сырами.
Замороженный картофель для жарки в России импортный на 94%! Основной поставщик – Египет
По мнению экспертов, проблема России в том, что она долгое время практически ничего не производя, решила отгородится от внешнего мира и создать все свое. Все это привело лишь к росту цен, потере качества и выдаче импорта за отечественный продукт.
Для развития импортозамещения необходимо создавать льготные налоговые режимы не для микропредприятий из сферы услуг, а для промышленников. Именно они должны пользоваться льготами и преференциями. Сельскому хозяйству требуется снижение «зарплатных» налогов во время ожидания сбора урожая. Кроме того, государство должно выполнять функцию не только регулятора, но и продавать отечественные товары на глобальных рынках.
Модифицированный овощ
Также хочется напомнить, что в России не планируется разрешать производство продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы, так как правительство, в лице заместителя министра сельского хозяйства Оксаны Лут, обещает за пять лет увеличить оборот сельскохозяйственных земель России на 5-10 млн гектаров. Это даст возможность обеспечить себя овощами без внедрения спорной технологии модификации генов.
Генетически модифицированный организм (ГМО) — организм, генотип которого был искусственно изменён при помощи методов генной инженерии. Это определение может применяться для растений, животных и микроорганизмов. Всемирная организация здравоохранения даёт более узкое определение, согласно которому генетически модифицированные организмы — это организмы, чей генетический материал (ДНК) был изменен, причём такие изменения были бы невозможны в природе в результате размножения или естественной рекомбинации.
Как показывают опросы общественного мнения, общество в целом не слишком осведомлено об основах биотехнологии. В 2016 году более 120 нобелевских лауреатов (большинство из которых медики, биологи и химики) подписали письмо с призывом к Greenpeace, Организации Объединённых Наций и правительствам всего мира прекратить борьбу с генетически модифицированными организмами.
К тому же, ГМО-продукты поддерживают такие религиозные направления как христианство, ислам и иудаизм.
В данный момент в мире разрабатываются генетически модифицированные бактерии, способные производить экологически чистое топливо
Белорусские причуды бытия
Российский рынок за последние годы заполнили продукты питания из Беларуси. Сами белорусы весьма активно нахваливают свою продукцию, хотя зачастую им просто не с чем ее сравнивать за исключением тех же российских продуктов.
К тому же белорусские продукты питания нельзя назвать безупречными с экологической точки зрения. Чернобыльская катастрофа сильнее всего затронула именно Беларусь - даже по советским меркам одна пятая белорусской территории оказалась непригодной для сельского хозяйства из-за радиоактивного загрязнения. А радиация за такой короткий прошедший исторический период испариться просто не может по определению.
Кстати, именно по этой причине, Европа зажгла красный свет для продуктов из Беларуси, а вовсе не из-за политики, на которую кивает Минск.
Вдобавок, речь идет о бесконтрольном применении антибиотиков и использовании минеральных удобрений в белорусских продуктах, которые идут на экспорт.
Также на рынке республики - засилье фальсификата и контрафакта, что частенько выдается на российском рынке за продукцию из братской республики, а на самом деле ею не является
Не так давно белорусское правительство буквально село в лужу, когда под видом своих яблок начала поставлять в Россию яблоки из Польши, которые вообще оказались под санкциями со стороны нашего государства.
Дошло до абсурда, когда в РФ из Беларуси начались поставки креветок и других морепродуктов. Из государства, которое не омывается ни одним морем, буквально вынырнули мидии, крабы и прочие морские репы.
Тем не менее, эксперты признают, что некоторая продукция из Беларуси является качественней некоторых отечественных аналогов. Связано это с тем, что в республике ГОСТы являются обязательными к исполнению, а в России при наличии Технического регламента «стандарт» является свободным документом.
Что привозят россиянам?
Зерно
Жителям нашей страны не хватает урожаев собственного зерна, поэтому часть его закупается в Казахстане, правда, это доля составляет чуть менее 10% от всего объема. К тому же, Россия поставляет зерно в Европу. А в последнее время появилась новая идея по поводу его транспортировки, минуя перевалочные пункты в Прибалтике, который являются посредником в поставках российского зерна.
По результатам прошлого года Россия стала мировым лидером по поставкам пшеницы за рубеж
Мясо
Мясные продукты питания – самая больная тема в сфере сельского хозяйства РФ. И проблема эта заключается в том, что еще со времен СССР весь упор агропромышленного комплекса страны делался на выращивание именно молочных пород крупного рогатого скота.
На данный момент в России только 10% поголовья скота приходится на мясные породы, а изготовление мяса вообще не является отдельной отраслью!
Что из этого следует? Мы закупаем говядину просто в огромных количествах – около 40%. Если учесть потребление мяса на 150 млн человек, это огромные расходы. Кормят нас этим продуктом – правильно догадались – США и Канада. Небольшую лепту вносит Беларусь.
Курицу мы закупаем около 10% от общего объема, при этом собираемся экспортировать свою птицу в Китай. Там для этого появилась экономическая возможность, благодаря тому, что КНР отказалась от американской и бразильской птицы.
Что касается закупок куриного мяса, то здесь как раз главным поставщиком является именно Беларусь, причем мясо поступает в охлажденном виде, а не морожеными брикетами. Курица США, Канады и Бразилии стала занимать в России ничтожную долю рынка.
Получается, мы перевели россиян на более дешевое куриное мясо, а благородную говядину приходится закупать.
Рыба
Это, возможно, самая коррумпированная сфера в продовольствии. Икорная и рыбная мафия вряд ли являются мифами в России, поскольку страна, омываемая тринадцатью морями, имеющая выходы в океан, тысячи рек и озер, просто по определению не может продавать рыбу по тем ценам, что существуют на внутреннем рынке сейчас. При всех затратах на ее вылов, транспортировку, обработку и хранение.
Обратите внимание на видеоролик ниже, где директор одного из рыбных предприятий открыто негодует о ценах на рыбу в России.
Россия закупает из Норвегии, Исландии, Эстонии, Турции и у Фарерских островов лосось, сельдь, форель, кильку, салаку, сибас, дорадо, не считая редкие породы рыб
Именно этот перечень составляет около 20% всего объема рыбы в России. Но, несмотря на 80% собственного производства, в стране не хватает инфраструктуры для развития рыбной промышленности, и вопрос на этом не замыкается, корнями уходя в самые крупные властные структуры государства.
Молоко
В России не хватает собственных мощностей для производства молока, что является причиной закупки его в соседних государствах – Беларуси, Финляндии, Германии и даже из Новой Зеландии.
Процент импорта молока и молочных продуктов часто меняется в диапазоне от 30 до 60%, что кажется настоящим позором в государстве, имеющим огромное количество пастбищ и территорий для скота.
Докатились до яблок и картофеля
Что удивительно, в России около 75% импорта составляют яблоки! Это при условии, что их количество приравнивается к производству картофеля в стране. А самое интересное, что картофель также закупается в огромных количествах за рубежом (аж до 40%). И здесь нашими поставщиками стали такие страны как Египет, Азербайджан, Иран, Израиль и даже страны Южной Америки.
Приводить цифры по импорту цитрусов, винограда, бананов, чая, кофе и прочим продуктам большого смысла не имеет. Обеспечить себя этими продуктами Россия не может в силу вполне очевидных географических и климатических причин.
Также в Россию из-за границы поступают алкогольные напитки, сахар, сливочное и подсолнечное масло, какао-бобы, консервы, пшеница, сгущенное молоко, сливки, ячмень. Выводы делаем сами, какие из этих продуктов питания вполне можно производить у себя в стране, не переплачивая за их импорт и хранение.
Россия может стать полностью самодостаточной в плане продовольствия, и при желании сама сможет поставлять пищевую продукцию во многие страны мира в огромном количестве, наполняя бюджет и развивая новые производственные и научные мощности
Не будем забывать о том, что в Россию в больших количествах поставляются огурцы и помидоры из стран Ближнего Востока и Турции. И во всей этой истории не было бы ничего плохого – ассортимент всегда нужен, а если его не хватает – помочь его расширить могут другие государства, в этом основа всего мирового рынка. Но проблема же заключается в том, что мы не можем обеспечить себя как раз продуктами питания первой необходимости – картофель, молоко, хлеб, рыба, мясо. И это является проблемой номер один.
Но для этого в России надо создавать предприятия, заводы и центры по переработке и хранения, а не закупать постоянно и до бесконечности подобную продукцию из-за рубежа. Продукты питания становятся значительно дороже, что вполне логично. И это при условии, что проблему можно решить за считанные годы, и для этого в стране есть все средства и необходимые специалисты, однако продуктовый воз и ныне там.
Дмитрий Степнов