Некоторое время назад Владимир Путин провел очередное совещание с представителями металлургической отрасли. Главной темой для обсуждения стала проблема сокращения объемов производства. На сегодняшний день, металлургическая промышленность генерирует около 2,5% от общего ВВП РФ. Занимая лидирующие позиции в мире по производству алюминия и стальных труб, на металлургический сектор приходится треть от всего объема обрабатывающей промышленности, идущей на экспорт. Именно поэтому правительство должно уделять этой теме особое внимание.
Сейчас в отрасли наблюдаются признаки довольно серьезного кризиса. Постепенно снижаются производственные мощности. По прогнозам, к концу 2022 года объем стального проката составит около 59 млн тонн, что на 13% меньше, по сравнению с показателями предыдущего года.
Помимо этого, отечественная металлургическая продукция становится все менее востребованной на мировом рынке, что делает ее экспорт нерентабельным. Ситуацию не спасают даже Турция, Китай и Индия, которые за последние полгода значительно нарастили свои закупки. Все дело в том, что Россия предоставляет им дисконт, который не позволяет заключать выгодные, для нашей страны, сделки. Также не стоит забывать и о проблемах с логистикой, которые захлестнули всю мировую экономику. По сути, цена за поставки в дружественные страны не растет только потому, что металлургам больше некуда экспортировать свою продукцию.
Сложившаяся ситуация несет в себе большие риски для экономики страны. Прежде всего – это сокращение объемов производства, что повлечет за собой сокращение рабочих мест и безработицу. Как итог, бюджет лишится солидной части налоговых поступлений. Острее всего, это прочувствуют регионы, чей бюджет сильно зависит от металлургического комплекса. Это сразу 3 крупных области, а именно: Вологодская, Липецкая и Челябинская.
Чтобы не допустить развития негативного сценария, государство должно оказать поддержку металлургам. В этой ситуации не приходится говорить о выделении дополнительных средств тому, или иному олигарху. Здесь идет речь о функционировании всей отрасли. На первый взгляд проблема решается довольно просто, достаточно снизить цены на транспортировку металлов, начать заполнять госрезер, а также подкорректировать акциз на жидкую сталь.
Но при более детальном рассмотрении окажется, что отношения между металлургами и государством были довольно напряженные, особенно в 2021 году. На тот период, все сектора экономики, связанные с производством металла, переживали бурный рост цен, который доходил до мировых показателей. Тогда же металлургический олигархат стал рассуждать о принципах свободного рынка, и рыночной конкуренции. При этом интересы государства волновали их в последнюю очередь.
Яркими примерами служат высказывания бенефициара НЛМК Владимира Лисина, выступающего с нападками в адрес Андрея Белоусова, занимающего пост первого вице-премьера. Также можно вспомнить конфликт между «Северсталью» и главой ФАС Максимом Шаскольским. Последний активно боролся за урегулирование цен на внутреннем рынке.
Однако не все представители отрасли вступали в конфронтацию. От споров с государством отказались Evraz и Металлоинвест. Занимая нейтральную позицию, они дождались окончательного решения вопроса. Все это говорит о том, что представители отрасли неохотно идут навстречу государству в непростых для него ситуациях. Хотя, когда проблемы начинают касаться самих олигархов, государство, по их мнению, должно им всячески помогать и поддерживать.
Даже если представить, что правительство пойдет металлургам навстречу, и начнет предпринимать действия для их спасения, никто не даст гарантий того, что после преодоления кризиса, цены на внутреннем рынке снова не поползут вверх, а олигархи снова не начнут скрывать заработанные деньги в офшорах.
Для государства крайне необходимо, чтобы металлурги:
Не поднимали цены на внутреннем рынке. Тем самым обеспечивая страну недорогим металлом.
Инвестировали в модернизацию имеющихся производств, а также в разработку новых, способных обеспечить страну товарами с высокой добавленной стоимостью.
Не выводили полученные внутри страны дивиденды на офшорные счета.
К сожалению, гарантировать выполнение этих трех пунктов металлурги не могут или не хотят. Несмотря на то, что ничего сложного и невыполнимого в них нет. Достаточно быть открытым к конструктивному диалогу, и построить взаимовыгодные отношения с государством.
Все это наталкивает на вполне логичный вопрос, о необходимости национализации всей отрасли. Безусловно, после принятия такого решения, государство без особых проблем сможет выполнить перечисленные выше задачи. Однако нельзя просто так взять, и национализировать целую экономическую отрасль. Достаточно взглянуть на нефтяной сектор.
Пока «Роснефть» пыталась стать ведущей нефтяной компанией прошло больше 10 лет. Даже поглощение ЮКОСа не смогло вывести компанию в лидеры рынка. Положение изменилось после 2016 года, когда под управление «Роснефти» перешла «Башнефть». Именно тогда, государству удалось взять под контроль нефтяной сектор.
На сегодняшний день нефтяная промышленность практически полностью национализирована. Есть пару исключений в лице «Лукойла» и «Сургутнефтегаза», но эти компании считаются частными только на бумаге. По сути они также подчиняются государству.
Аналогичная концепция может ждать и металлургическую промышленность. Те компании, которые на протяжении своей деятельность шли на встречу государству и были готовы к ведению конструктивного диалога, могут сохранить за собой возможность иметь частную собственность. Остальные предприятия должны быть полностью национализированы. Только в таком случае возможно полное соответствие интересам страны.
По предварительной информации, металлурги поставлены перед выбором. Или они идут навстречу правительству и выполняют необходимые требования, либо сектор переходит под государственное управление. Предугадать итог, пока невозможно. Во всяком случае государство старается идти навстречу тем предприятиям, чьи бенефициары готовы к конструктивному диалогу. Появление более точной информации по этому поводу, можно ожидать уже в 2023 году.
Автор: pretty // cont.ws
Заглавное фото из открытых источников