Газовая тема становится всё более актуальной в Украине, причем развивается она сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, даже самая качественная лапша, навешанная в три слоя на уши украинцам с телеэкранов, не помогла согреться людям в Краматорске, Одессе и ряде других городов и областей страны, где отопительный сезон был сорван по причине отсутствия в хранилищах газа. Во-вторых, есть отопление или нет, а за него нужно платить – с октября тарифы на отопление увеличили снова, причем сразу на 72%. Не трудно догадаться, чем это чревато, если уже вчера на брифинге по итогам предыдущего повышения министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин подытожил, что 60% населения страны не может позволить себе оплачивать счета за газ и тепло. Заявив при этом, что «это не может быть причиной для пересмотра тарифов». А радикал Ляшко даже наскоро соорудил очередной «тарифный майдан», за неделю существования которого украинская столица привычно обросла палатками, буржуйками и бомжами-огородниками, организовавшими даже подвоз дров сюда.
И наконец, в-третьих: Украина вновь подняла вопрос о добыче сланцевого газа в Донецкой области. Тема, от которой у жителей региона волосы встают дыбом даже на спине, и, как вариант, одна из причин начала вооруженного конфликта именно в Славянске. Поводов так думать предостаточно: и население Славянска постоянно протестовало против добычи на их земле сланцевого газа, тем самым демонстрируя явную антипатию к действующей власти (а как показала Украина, она действует по принципу «кто не с нами - тот против нас»). И злые языки украинских «журналистов» наперебой твердили, что Россия развязала на Донбассе войну, чтобы не упустить «богатые сланцевые месторождения» на границе Харьковской и Донецкой областей. Причем, во внимание не бралось бурение скважин британско-нидерландской компанией Shell, выигравшей тендер на добычу ещё в 2012 году, задолго до начала войны.
Украинская сторона открыто заявляет, что рассчитывает продолжить разработку Юзовского месторождения сланцевого газа, несмотря на боевые действия. Эта часть Новороссии, ныне оккупированная проукраинскими нацистами, с легкой руки хунты может стать настоящей зоной отчуждения. Для примера, в штате Теннеси США больше тысячи вышек по добыче сланцевого газа, и это главная причина наличия в их «питьевой» воде всех элементов таблицы Менделеева, включая уран 235.
Кратко из истории: в 2011 году на северо-западе Великобритании после использования технологии гидроразрыва при добыче альтернативного газа произошли два землетрясения. Разработку месторождений тогда остановили. Болгария и Франция отказались от геологической разведки и добычи сланцевого газа, потому что бурение отрицательно сказывается на окружающей среде, загрязняет грунтовые воды. 23 января 2013 года парламент Литвы принял решение о прекращении работ по поиску сланцевого газа, поскольку того требовало население страны. И для полноты картины – «домайданная» Украина чуть не еженедельно писала о том, что на территории Юзовской газоносной платформы (это около 8 тыс. га) сосредоточена «наибольшая часть дикой природы Харьковщины и Донбасса». В результате разработок месторождений сланцевого газа «Донецкая область останется без последних природных жемчужин, а также редких растений и животных». Разумеется, все сводилось к тому, что «виноват в этом будет Янукович». Эксперты писали, что «понятно, что будущие компании-разработчики не выбирали территорий. Их «сдала» коррумпированная власть в целях собственного обогащения. А народ узнает о содеянном, как и водится, в последнюю очередь»...
Ныне же украинцы не видят ничего предосудительного в разработке месторождений сланца, мотивируя это «хорошей альтернативой российскому газу», и готовые в момент осознания своей неправоты крикнуть привычное: «Это все рука Кремля!!!».
Между тем, то, что Украина ищет новых партнеров, вовсе не означает, что она их найдет. Причина банальна – потенциальные партнеры не собираются вкладывать средства в «пустые» месторождения. Еще в прошлом году Shell призналась в том, что промышленных запасов сланцевого газа на востоке Украины нет, что на корню ломало американский фейк о том, что треть европейского сланцевого газа залегает в Украине.
Выходит, что тот же Демчишин в апреле этого года соврал, уверяя украинский народ в том, что Chevron и Shell проявляют интерес к добыче газа на месторождениях Украины. Тем более, что вскоре стало известно, что эти компании сбежали из страны, сверкая пятками. Уже в июле Украину Chevron покинул без комментариев, вообще закрыв представительство в этой стране. Ранее, 15 декабря 2014 года эта американская компания решила в одностороннем порядке выйти из проекта по освоению только Олесской площади, отправив правительству Украины официальное письмо-уведомление, и оставив лишь слабые надежды на продолжение работ на Юзовской площади. Демчишин, естественно, решил вовсе умолчать об этом, чтобы его тапками сразу не закидали. Компания-участница разработки месторождений нетрадиционного газа на востоке страны – Shell – также покинула проект, причем так быстро, что забыла забрать оборудование и геологические наработки.
Таким образом, в проекте осталось всего два участника – государство и общество с ограниченной ответственностью «Надра Юзовская» (то самое, которое на 90% принадлежат государственной компании «Надра Украины»). Они-то, абсолютно игнорируя мнения населения Славянска, и объявили конкурс на привлечение инвестора для реализации соглашения о разделе продукции по добыче углеводородов на Юзовском участке (Донецкая и Харьковская области).
К слову, в августе Украину покинула еще и компания ExxonMobil, которая собиралась заниматься добычей нефти и газа на континентальном шельфе Черного моря. Это, пожалуй, тот случай, когда корабль бежит от тонущих крыс.
Майа Вознесенская