Анатолий Чубайс подхватил экологическое безумие Евросоюза, предложив ввести в России аналогичный европейскому налог на выбросы СО2. Эта инициатива является убийственной для ряда отраслей промышленности и, как в "святых" 90-х, приведёт к деиндустриализации нашей страны.
Недавно Анатолий Чубайс разразился гневной тирадой в адрес российских властей за отказ от введения углеродного налога. Это решение экс-глава "Роснано" предлагал властям ещё в 2019 году, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Однако правительство не поспешило пойти на поводу у одного из авторов приватизационной реформы. Сложно сказать, что теперь вызвало такую бурю негодования у Чубайса. Судя по всему, Анатолий Борисович ещё с 1990-х годов привык, что любая его инициатива незамедлительно рассматривается правительством. А здесь на неё даже не обратили внимания.
Теперь Чубайс поспешил заявить, что кабинет министров допустил грубейшую ошибку, которая лишит Россию десятков миллиардов долларов. Якобы эти деньги могли бы не просто остаться в стране, но и пойти в государственную казну.
Впрочем, при малейшем анализе проблемы становится ясно, что инициатива Чубайса могла принести нашей стране гораздо большие потери, чем этот самый углеродный налог Евросоюза.
Ориентировочно в середине 2020-х годов ЕС введёт так называемый углеродный трансграничный налог, целью которого является принуждение компаний промышленного сектора снижать выбросы CO2 в атмосферу.
Международный аудитор KPMG называет три сценария введения углеродного налога:
- Пессимистичный (для России) сценарий. Введение сбора уже в 2022 году. Под меру попадут как прямые, так и косвенные выбросы СО2. В этом случае российские экспортёры продукции в ЕС будут вынуждены заплатить порядка 61 млрд долларов до 2030 года. Впрочем, подобный сценарий вряд ли будет реализован. До 2022 года остаётся всего лишь несколько месяцев, а Брюссель пока что далёк от утверждений основных параметров нового закона.
- Базовый сценарий. Введение сбора в 2025 году. Ограничения будут распространяться на основные статьи российского экспорта в ЕС. В первую очередь речь идёт о нефтегазовом секторе. До 2030 года отечественные компании направят в казну европейских стран порядка 40 млрд долларов.
- Оптимистичный сценарий. Введение налога к 2028 году. Основные проблемы возникнут у экспортёров газа, меди и никеля. Нефть и нефтепродукты под ограничения не попадут. Российские компании потеряют "всего лишь" 7,5 млрд долларов.
Анализируя план Чубайса, следует отталкиваться от базового сценария. Вне всяких сомнений, 40 млрд долларов – сумма более чем внушительная. По текущему курсу она составляет около 3 трлн рублей. Таким образом, российские компании будут отдавать в бюджет Евросоюза порядка 600 млрд рублей ежегодно.
Идея Чубайса заключалась в том, чтобы оставить эти деньги в России. Именно на это делал упор экс-глава "Роснано". Однако здесь же Чубайс либо забыл, либо умышленно замолчал тот факт, что под предлагаемый им налог попадут не только экспортёры продукции в Евросоюз, но и абсолютно все отечественные производители.
Безусловно, ЕС является нашим крупнейшим торговым партнёром. По итогам 2020 года Россия отправила в Евросоюз товаров на общую сумму в 136,6 млрд долларов. Это 40% от всего российского экспорта. Однако остальные 60% идут в совершенно другие регионы мира. Более того, если в страны ЕС мы продаём в основном углеводороды, то в иные государства – продукцию несырьевого сектора. Помимо этого, громадным рынком сбыта отечественных промышленников является сама Россия. Да, наш внутренний рынок не такой большой, а покупательская способность населения оставляет желать лучшего, однако производители ряда отраслей имеют возможность продавать свои товары исключительно в пределах национальных границ.
В том случае, если бы правительство прислушалось к инициативе Чубайса, потери бы понесли абсолютно все производители: и те, для которых рынком сбыта является Евросоюз, и те, которые работают в других регионах. Таким образом, суммарная фискальная нагрузка на реальный сектор экономики составила бы более 1 трлн рублей в год. Это убило бы ряд отраслей промышленности, которые и так работают на грани рентабельности.
Безусловно, необходимо признать тот факт, что проблема существует, и российская экономика, лишаясь 600 млрд рублей ежегодно, понесёт колоссальные потери. Но решать это необходимо не введением в России аналогичного ЕС налога, как это предлагает сделать Чубайс, а путём внедрения зелёных технологий конкретно для тех производств, которые ориентированы на европейский рынок сбыта. Это может быть реализовано совершенно разными способами, начиная от выпуска так называемых зелёных облигаций, заканчивая введением налоговых льгот на сумму, равную экологическим затратам компаний.
Впрочем, министерство экономического развития уже прорабатывает некоторые способы "борьбы" с очередной фанатичной инициативой Евросоюза. И, что отрадно, планы Чубайса не рассматриваются от слова "совсем".
Константин Двинский