Русские Вести

Турция и Болгария вступили в борьбу за российский газ


Два важнейших проекта России, которые до последнего времени выглядели практически похороненными – газопроводы «Южный поток» или «Турецкий поток» – неожиданно оказались крайне востребованы. Евросоюз внезапно изменил свою позицию по данному поводу, а Болгария с Турцией вступили в борьбу за право транспортировать миллиарды кубометров российского газа.

Болгария и Турция практически одновременно заявили о своем желании реанимировать проекты российских трубопроводов «Южный поток» и «Турецкий поток» соответственно.

«Для нас хорошо, что есть из чего выбирать. Это мотивирует наших партнеров искать взаимоприемлемые решения»

«Болгария и Россия договорились создать рабочие группы по восстановлению российских энергетических проектов, включая строительство газопровода «Южный поток», – цитирует болгарского премьера Бойко Борисова агентство Bloomberg. Слухи о том, что Болгария готова реанимировать «Южный поток», периодически появлялись. Однако болгарский премьер впервые лично допустил возобновление проекта.

Любопытно, что сразу после этого заявления активизировалась и Турция. Еще недавно звучали заявления, что до возобновления проекта «Турецкого потока», мол, очень далеко. Но в понедельник президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поспешил заявить, не дожидаясь своего визита в Россию во вторник, что Анкара «готова незамедлительно сделать необходимые шаги для реализации проекта «Турецкий поток», обсудить его и принять решение». «Каких-либо препятствий этому нет», – цитирует Эрдогана ТАСС.

Россия же не отказывается ни от одной, ни от другой трубы, о чем говорил в июне Владимир Путин. Главное – наличие ясной позиции Евросоюза.

«Для Болгарии это последний шанс остаться транзитером газа на фоне реанимации отношений России и Турции. Они уже несколько месяцев вели тайные переговоры по возобновлению «Южного потока», причем не столько с нами, сколько с европейцами и ЕК, с той же Германией были встречи», – говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Болгары, судя по всему, получили зеленый свет от Брюсселя, и Турция испугалась, что может упустить свое.

В пятницу, 5 августа, состоялся телефонный разговор между президентом России Владимиром Путиным и болгарским лидером. В пресс-службе болгарского премьера сообщили, что беседа состоялась на следующий день после того, как Бойко Борисов «получил ответ от председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера на поставленные болгарским правительством вопросы, относящиеся к реализации различных энергетических проектов, таких как газораспределительный центр «Балкан», «Южный поток», «Бургас – Александропулис», ядерная энергетика».

В своем письме глава ЕК дал понять, что Брюссель оставляет за Софией право самостоятельно определять направления развития энергетики. По словам Юнкера, ЕК поддерживает «важные шаги в направлении концепции газового хаба «Балкан», над которой Еврокомиссия продолжает усердно работать и к которой могла бы подключиться и новая сеть поставок газа из России, способом, который будет в полной мере соответствовать правилам Европейского союза».

В беседе премьер-министр Болгарии сообщил Владимиру Путину, что «в настоящее время в портах Бургас и Варна хранятся трубы, предназначенные для строительства проекта «Южный поток».

Два в одном

«Для нас хорошо, что есть из чего выбирать. Это дисциплинирует и мотивирует наших партнеров искать взаимоприемлемые решения», – говорит Алексей Гривач.

Впрочем, по его мнению, оптимальным для России вариантом было бы не выбирать один из двух трубопроводных проектов, а объединить две трубы. «Теоретически в идеале одна нитка в Болгарию и одна нитка в Турцию – это хорошее решение для всех», – считает Алексей Гривач. Сначала обе трубы идут вместе по дну Черного моря, а потом с помощью перемычки расходятся в разных направлениях.

Сначала черноморский вариант трубы предполагался в четыре нитки общей мощностью в 64 млрд кубометров в год. Когда началась работа над «Северным потоком – 2», мощности южного трубопровода сократились до двух ниток. Пропускная способность одной нитки трубы составляет около 16 млрд кубометров, общая – 32 млрд кубов в год. Этого объема достаточно для покрытия текущего и перспективного спроса на российский газ в Юго-Восточной Европе и Турции.

Как объясняет Гривач, нитка в Турцию будет заточена в основном на покрытие потребностей в газе самой Турции, куда сейчас через Украину и Болгарию идет 12–14 млрд кубометров российского газа в год. Остальной газ можно будет поставить в соседние страны либо в перспективе покрыть дополнительный спрос на газ со стороны самой Турции.

Нитка в Болгарию решает сразу две задачи. Во-первых, Болгария продолжает получать свои 3 млрд кубов российского газа, а также транзитные платежи за прокачку топлива дальше в Европу. «ЕС сможет получать газ напрямую из РФ, не связываясь с транзитом – будь то украинский или турецкий», – указывает Гривач. В-третьих, нитка в Болгарию позволит развивать газовую инфраструктуру в этом регионе, что хорошо вписывается в концепцию Брюсселя по созданию единого рынка газа.

У Европы уже имеется такой проект – трубопровод «Посейдон» мощностью 16 млрд кубометров. Его акционерами являются греческая компания DEPA и итальянская Edison. Проходит он, соответственно, через Грецию на юг Италии. Причем в плане заложена третья страна, через которую будет заложена ветка газопровода от Черного моря до Греции.

«Проект «Посейдон» соответствует всем правилам ЕС, получил необходимые исключения, его акционерами являются европейцы. Этот проект полностью готов, у него нет только источника газа. И его легко адаптировать для транспортировки российского газа в Грецию и Италию», – говорит Гривач.

Осталось лишь понять, через какую страну – Болгарию или Турцию – пойдет российский газ в «Посейдон» из Черного моря (российской Анапы). Вот за это София и Анкара сейчас и будут бороться, что, конечно, на руку Москве. Если «Посейдон» пойдет через Болгарию, то Анкаре достанется одна нитка трубы для собственных нужд, если через Турцию – то не у дел окажется София.

«На мой взгляд, организовать сейчас транзит газа в ЕС через турецкую территорию с политической точки зрения довольно сложно. Потому что Европе идея получать российский газ через Турцию не нравится», – говорит Гривач. Евросоюз не желает усиления энергетического могущества строптивой Турции, через которую уже и так будет идти азербайджанский газ (TANAP). Собственно, вероятно, поэтому ЕК неожиданно дала добро Болгарии на ее энергетический проект. У Болгарии сейчас появился политический шанс вернуться к проекту «Южного потока».

Двойные стандарты

Юридического повода у Брюсселя закрыть «Южный поток» на этот раз не будет. В декабре 2014 года России пришлось отказаться от проекта из-за неконструктивной позиции ЕК. Она, по сути, запретила Газпрому строить газопровод по европейской территории, так как российская компания одновременно являлась бы и поставщиком, и транспортировщиком газа, что не вписывается в нормы Третьего энергопакета ЕК. Хотя выход у Брюсселя был. Газопроводу TAP для прокачки азербайджанского газа, например, разрешили все то, что запретили Газпрому.

Еще один пример двойных стандартов: ЕК разрешила азербайджанской SOCAR заполнять TAP полностью собственным газом. Хотя по европейским энергетическим нормам должен быть обеспечен конкурентный доступ к трубе на европейской территории для любого поставщика газа. С трубой TAP должны были поступить в рамках закона точно так же, как и с OPAL (продолжением «Северного потока» по европейской территории). Газпрому разрешили прокачивать газ по OPAL только на 50% мощностей трубы. Остальную половину трубы оставили для некоего другого поставщика, как того требуют правила Третьего энергопакета. ЕК решила эту проблему для TAP, выдав исключение из правил Третьего энергопакета. Газпром, сколько ни просил, такой поблажки не получил.

Теперь речи о строительстве Газпромом трубы по европейской территории не идет. «Южный поток» если и будет, то только в усеченном варианте. Газпром прокладывает трубу только до Болгарии, а распределение газа далее в Грецию, Италию, на Балканы будет делом самой Европы. Таким образом, у Еврокомиссии не будет юридических поводов навредить проекту. Ровно та же ситуация и с «Турецким потоком».

Ольга Самофалова

Источник: vz.ru