Первый вице-премьер Денис Мантуров на встрече с Владимиром Путиным представил восемь национальных проектов, которые обеспечат нашей стране технологическое лидерство, позволят не только ускорить отечественную экономику, но и улучшить социальное обеспечение миллионов граждан, да ещё и выйти на международные рынки с заманчивыми предложениями.
До 2030 года, как сообщил Мантуров, на главные мегапроекты государство должно направить огромные средства – около трёх триллионов рублей. Примерно столько такие же вложения ожидаются со стороны регионов и бизнеса.
Первым делом Денис Мантуров выделил многообещающий национальный проект по средствам производства и автоматизации, который в нынешних условиях имеет «критическое значение». По нему до 2030 года будет произведено около 40 тысяч единиц роботов разного назначения (нам надо довести роботизацию до уровня 145 роботов на 10 тысяч человек). В рамках нацпроекта «Новые материалы и химия» (он обеспечит прирост добавленной стоимости примерно на триллион рублей) предстоит создать 55 критически важных технологических цепочек. Не менее важны и другие направления, заложенные в нацпроекты по транспортной мобильности, развитию космоса, обеспечению передовыми решениями системы здравоохранения, продовольственной безопасности, а также созданные на принципиально новой основе атомные и другие энерготехнологии, биоэкономика и биотопливо, рециклинг (полная переработка отходов).
По каждому из восьми прорывных национальных проектов прописаны подробные планы действий, как на федеральном, так и региональном уровнях. Реальных результатов, судя по всему, долго ждать не придётся.
До 2028 года, например, должны появиться первые скоростные поезда отечественного производства, до 2030 года предстоит произвести уже 43 таких подвижных составов. А производство беспилотных авиационных систем вырастет в пять раз. Принципиально новая космическая программа ориентирована на создание конвейерного производства спутниковых аппаратов, объём предоставляемых сервисов и услуг на основе космических данных должен вырасти в 2,5 раза. По нацпроекту «Новые технологии сбережения здоровья» более 90% лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и более 40% медицинских изделий будут производиться в России.
Технологический прорыв потребует современное кадровое обеспечение, а с кадрами у нас, как известно, особая «напряжёнка». В паспорте каждого нацпроекта этой теме посвящён отдельный раздел. Решать эту «сквозную стратегическую задачу», как сказал первый вице-премьер, будут совместно с министерством образования и министерством просвещения, с которыми согласована подготовка особо востребованных специалистов по отраслям.
Глава государства внёс свои предложения по реализации некоторых программ. Так, будет необходимо обеспечить рынок сбыта космических услуг, причём не только международный, но и внутренний. Денис Мантуров пообещал монетизировать эти услуги с учетом внесения изменений в закон о космической деятельности так, чтобы у всех ведомств по ним формировался отдельный бюджет. Владимир Путин также обратил внимание на важность для России добычи редкоземельных металлов – важного стратегического ресурса, который сегодня особенно востребован. В этой отрасли, по словам президента, у нас «есть возможности работать, причем работать самостоятельно». В связи с этим Путин поручил решить вопрос с месторождением редкоземельных металлов в Якутии. Проблема в том, что «те бизнес-структуры, которые взяли эти месторождения много лет назад, не вкладывают средства». Им пора напомнить: либо они инвестируют, либо как-то выстраивают отношения с другими компаниями, с государством, – и решить этот вопрос.
Обсуждение реализации прорывных национальных проектов продолжилось на парламентских слушаниях в Совете Федерации. Президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук предложил чётко разделить на законодательном уровне понятия технологический суверенитет и технологическое лидерство, потому что «они предполагают разные управленческие подходы».
Когда мы говорим об организации производства отдельных моделей отечественных самолетов, в том числе Ту-214 или Ил-96, которая требует восстановления около 100 технологий, то это – технологический суверенитет. А технологическим лидерством, по мнению учёного, можно назвать, например, создание гражданской версии сверхзвукового самолета на базе стратегического ракетоносца Ту-160, производимого в Казани.
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) предложил свою версию технологического ускорения – «двукрылую модернизацию». И это просто не красивая фигура речи, а вполне осознанный термин, под которым учёные понимают инвестиционно-технологический и социальный прорыва. Они и должны лечь в основу стратегии модернизации народно-хозяйственного комплекса страны в нынешних условиях, о чём экономисты пишут в своём докладе «Кадровая проблема средне- и долгосрочного роста: взгляд со стороны макроэкономики».
Новая экономическая реальность меняет представления о том, что такое хорошо и что такое плохо в экономике. Например, увеличение зарплат и доходов населения, рост внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, низкая безработица, которые раньше считались благом, теперь «борцами с инфляцией» преподносятся как проблема. А рост инфляции, который считался явлением отрицательным, критиками жёсткой кредитно-денежной политики воспринимается весьма спокойно.
Сложилась ситуация, при которой возникает перенапряжение в сфере воспроизводства капитала (при недостаточной эффективности экономики) и в социальной сфере, страдающей избыточной дифференциацией. Простому обывателю сегодня приходится лавировать между запретительными ставками по кредитам и растущими ценами, между «нарастающей интенсификацией труда и зарплатным расслоением».
Зарплаты хоть и увеличиваются, но не у всех. Тех, кому при кадровом голоде можно претендовать на более высокую заработную плату, такая ситуация устраивает, а предпринимателям это не нравится, потому что приходится приплачивать сотрудникам, чтобы они не уходили. Чтобы сгладить такие противоречия и возникает необходимость «двукрылой модернизации», когда придётся одновременно решать и производственные, и социальные задачи.
Создавать новые отрасли на современной технологической базе, комплексно «облагораживать» среднетехнологические производства, в ускоренном темпе проводить модернизацию инфраструктуры. В основе качественной долгосрочной политики, по мнению учёных, должно лежать стимулирование инвестиций и инноваций, подразумевающее «высокий уровень синергии государства и бизнеса».
Одновременно с этим должны быть задействованы социальные лифты, обеспечивающие «быстрое развитие талантливой молодежи, предпринимателей, ветеранов войн и военных конфликтов».
Под социальным прорывом подразумевается снижение «недопустимо высокой дифференциации по уровню и качеству жизни населения», недопущение воспроизводства культурного разрыва, формирование общества массового достатка, сокращение численности бедных вдвое. А в перспективе – перенос центров экономического и социального развития в новые центры роста, распределенные по территории страны.
Важным фактором названо в докладе «пробуждение социальной энергии», которую надо направить в правильное русло, чтобы она приносила максимальную пользу обществу и государству. Особое внимание должно быть уделено обеспечению дополнительных социально-трудовых прав участников СВО после завершения военной службы. Им мог бы предоставляться профессиональный пакет, гарантирующий содействие в трудоустройстве и переподготовке и, если потребуется, полномасштабный медицинский пакет, включая психологическую поддержку, а также оказано содействие в приобретении жилья. Для людей, вернувшихся из зоны боевых действий, должны быть созданы особые условия «патриотического инвестирования», под которым понимается выпуск специальных финансовых инструментов для конвертации накопленных средств в инвестпроекты приоритетных отраслей экономики.
Учёные ЦМАКП рассчитали, что с учётом накопившихся социальных проблем, назревающих новых вызовов темпы экономического роста в России не должны быть ниже 3–3,5% в год в течение десяти лет. «Однако в рамках сложившейся структуры экономики мы едва ли сможем расти быстрее 2–2,5% в год. При этом велик риск недобрать примерно 1–0,5 процентного пункта ВВП из-за чрезмерно жесткой монетарной политики», – предупреждают эксперты. Отсюда возникает необходимость проведения «структурного маневра», который должен компенсировать потери из-за денежно-кредитного давления.
Попытки анализировать причины, мешающие технологическому рывку в условиях действия беспрецедентных антироссийских санкций против российской промышленности, науки, энергетики и других отраслей экономики, предпринимались и раньше. Известно экспертное заключение по итогам сессии ВЭФ-2023 «Технологическое развитие России: как обогнать, не догоняя?», название которого говорит само за себя.
Среди тормозящих развитие факторов были названы недостаточное количество квалифицированных кадров и отток российских специалистов за рубеж, частое отсутствие тесной связи между фундаментальными и прикладными исследованиями, невысокие темпы развития и взаимодействия российского бизнеса и науки.
Наш бизнес долгие годы использовал готовые западные технологии, отсюда и недооценка возможностей отечественных разработчиков. Когда этот канал перекрыли, бизнесу пришлось активно взаимодействовать с отечественными научными центрами, университетами и научно-исследовательскими институтами.
Проведение фундаментальных научных исследований и развитие высокотехнологичного требуют стабильные поставки доступной электроэнергии, которую может обеспечить лишь развитая энергетическая инфраструктура страны. Потому в качестве одного из главных условий достижения технологического лидерства эксперты выделяют, прежде всего, развитие российской энергетики, включая модернизацию и строительство атомных электростанций.
Поддержка перспективных проектов, находящихся на начальной стадии реализации, а также их коммерциализация, венчурное инвестирование позволят повысить предложение российских товаров и продуктов не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Для быстрого их продвижения учёные предлагали создавать группы маркетологов, SMM-менеджеров фонда или акселератора (ускорителя внедрения разработок в производство). Многое из того, что тогда предлагалось, уже активно задействуется.
Минэкономразвития РФ выступило с предложением расширить перечень проектов технологического суверенитета и структурной адаптации, которые могли бы получить льготные кредиты. Рассчитывать на государственную поддержку могут теперь инициативы в сфере импортозамещающей промышленности, электроэнергетики (в том числе возобновляемой), туризма, транспорта. Банк России объявил о разработке условий позволяющим технопаркам выпускать облигации под реализацию этих проектов.
В последнее время НИИ и университетские кампусы стали предлагать так много интересных научных идей и инновационных подходов, что пришлось создавать экспертный совет при Российской академии наук, который бы мог отобрать лучшие и перспективные из них. В обиход вошло слово таксономия (отбор, классификация).
Самые востребованные разработки легли в основу 12 прорывных мегапроектов, которые должны сократить отставание нашей страны в области станкостроения и робототехники, микроэлектроники, гражданской и беспилотной авиации, обеспечить продовольственную безопасность, ускорить создание новых источников энергии, развитие космической отрасли и других направлений науки и техники.
Все нацпроекты по технологическому лидерству президент назвал зримыми и большими. И особо подчеркнул, что если нам всем вместе удастся их реализовать, то «тогда действительно структура экономики России будет меняться нужными нам темпами». А основа для их исполнения уже заложена в бюджете на предстоящую трёхлетку.
Юрий Алексеев