Русские Вести

«Теневой» танкерный флот - ответ России на санкции Запада


Работа российского энергетического сектора очень раздражает западные страны, особенно если нефтегазовые доходы продолжают приносить прибыль в условиях жёстких санкций, введённых Вашингтоном и Брюсселем. Но ещё больше, США и Евросоюз - «нервничают», когда их запреты (незаконные с точки зрения международного права) можно обойти и вести игру по другим правилам.

Напомним, что есть санкции стран G7 и Австралии, по которым, если российская нефть или нефтепродукты будут продаваться дороже установленного потолка ($60 за баррель), то компаниям из этих стран запрещается их перевозить и страховать (речь идёт о морских поставках). В надежде на то, что морские перевозки нефти главным образом страхуются английскими компаниями (об ограничениях по работе с русским экспортом уже было заявлено) и на нехватку количества танкеров у России, Запад рассчитывал нанести серьёзный удар по российскому нефтяному экспорту морем.

На практике, все расставленные барьеры уже обходятся. Владельцы нефтяных танкеров готовы тайно перевозить российскую нефть, так как в мире создана целая индустрия по обходу введённых Западом санкций. Такой обходной «манёвр» уже давно используют экспортёры из Венесуэлы и Ирана, а теперь к ним подключилась и Россия.

Из материала сайта АиФ.ru:

«Теневой флот необходим для того, чтобы перевозить морем нефть, которая продается выше установленного Западом для РФ потолка цен. В рамках подготовки к санкциям судоходные компании заранее скупили подержанные танкеры и создали данный флот, понимая, что за эту часть своего бизнеса они не будут отчитываться. Подсанкционный сегмент рынка морских перевозок — это целый мир, просто он требует отдельных судов», — сказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Оценки числа танкеров, работающих на теневом рынке морских перевозок, разные. Юшков, сославшись на источники, назвал цифры от 200 до 600 судов по всему миру, существенная часть из которых ориентирована на работу именно с нефтью и нефтепродуктами из России.

«Для этого теневым танкерам даже не нужно заходить в порты. Перегрузка с легальных и застрахованных по международным стандартам судов часто происходит прямо в море без постороннего контроля. Благодаря этому у России не возникло критических проблем с экспортом данного сырья», — отметил эксперт».

Также подчеркнём, что сама перевозка не запрещена, санкции вводились в отношении цены нефти и страхования танкеров.

Из материала новостного портала «MK.RU»:

«Размер «теневого» флота, готового содействовать экспорту российской нефти, составляет примерно 600 судов, сообщает CNN. Это примерно 10% от общего мирового количества крупных танкеров. Эксперты американского телеканала делят накопленную Москвой морскую армаду на «серые» и «темные» корабли, которые зачастую отключают систему автоматической идентификации, что не позволяет определить их габариты и маршрут передвижения. Воспрепятствовать подобным схемам сбыта «черного золота» практически невозможно, поскольку их задержание любыми международными силовыми структурами будет расценено как пиратство.

«Серыми кораблями», по мнению CNN, считаются суда, проданные европейцами владельцами в прошлом году ближневосточным и азиатским фирмам. В свою очередь, «темные» танкеры принадлежат иранским и венесуэльским компаниям, уже не первый год находящимся под западными санкциями и давно научившимся преодолевать ограничительные препоны. Ежемесячно, по данным американского телеканала, Россия привлекает в свой «теневой флот» от 25 до 35 судов, расширяя тем самым географию экспортных поставок энергоресурсов. Насколько эта информация соответствует истине и правда ли, что российской «теневой флот» позволяет нашей стране успешно обходить западные санкции, касающиеся отечественных нефтепродуктов, «МК» рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

— Как в принципе можно отличить танкер, официально перевозящий российскую нефть, от танкера из «теневого» флота?

— К непосредственно российскому флоту причисляются корабли, которые официально принадлежат российским судовладельцам. Международные системы слежения за судами, такие как MarineTraffic (сообщество, предоставляющее информацию о движении и текущем местоположении транспортных средств в гаванях и портах — «МК»), показывают в реальном времени собственника судна и под каким флагом оно ходит. В отношении таких кораблей выяснить порт приписки и маршрут передвижения не составляет труда. Хотя отечественные государственные судоходные компании далеко не всегда отправляют свои корабли в рейды именно под российским флагом, зачастую можно без труда понять, кому они принадлежат.

Подсчет судов, входящих в состав так называемого «теневого флота», осуществляется довольно умозрительно. Системы слежения определяют общее количество танкеров, задействованных в тот или иной момент в перевозке нефти, и фактически навскидку, ориентируясь лишь на вывозимые на экспорт объемы сырья из нашей страны, прикидывают, сколько углеводородов приходится на официально зарегистрированные корабли, а сколько — на неизвестные суда.

— Как работает «теневой» флот, и в чем отличие «серого» от «темного» флота, которые упоминает CNN?

— Практика такая. Принадлежащие России танкеры выходят в открытое море и переваливают нефть на борта кораблей с большим дедвейтом (суммарный полезный груз), из которых наша страна и создавала «теневой флот». Крупнотоннажные корабли приобретались в значительном количестве, поскольку наши новые покупатели находятся в Азии, а транспортировка сырья в этот регион отнимает втрое больше времени, чем в Европу. Суда, которые доставляют нефть конечному импортеру, могут даже не заходить в российские порты. Эти корабли зарегистрированы в международных морских сервисах и их можно причислить к «серому» флоту.

К «темному» флоту западные регуляторы относят корабли, которые по ряду технических причин нельзя проконтролировать в том числе спутниковыми системами слежения. Очевидно, что эти танкеры перевозят, скорее всего, российскую нефть, но маршруты и «гражданство» груза формально остаются неизвестными. Фактически, оценка в таком случае осуществляется «на глазок»: берется дедвейт российских кораблей, которые выходят с грузом в нейтральные морские воды, суммируется и делится на предполагаемое количество судов, которые в настоящий момент официально не задействованы в каких-либо перевозках нефти. В результате подсчитывается общий состав российской «теневой» флотилии. Получается не очень точно, но со стороны само число — 600 судов — выглядит внушительно и для кого-то пугающе».

Денис Юрганов

Источник: zavtra.ru