Танки или айфоны?



Лет так 50 назад американцы ставили в джунглях Южной Америки очень интересные (хотя и довольно жестокие) опыты над живущими в густых джунглях племенами индейцев. Эти племена были обособлены друг от друга, поэтому один и тот же опыт можно было поставить несколько раз: над разными племенами. Результаты этих опытов сильно помогли американским исследователям в разработке теории цветных революций.

(Важная ремарка. Я пересказываю по памяти, поэтому в моём пересказе могут быть мелкие неточности. Буду очень признателен вам за ссылку на отчёт об исследованиях. Он, вероятно, существует только на английском языке).

Суть опытов заключалась в следующем. Американцы учили племя проводить некий обряд – например, торжественно прыгать вокруг «священного дерева». Сразу после проведения обряда американцы устраивали чудо: с дерева, например, падали заранее заготовленные ножи, одеяла и прочие любезные сердцам индейцев материальные блага. Дальше индейцам предлагали прыгать уже самостоятельно.

Американцы справедливо предполагали, что индейцы вскоре устанут от ежедневных прыжков и разочаруются в рецепте. Исследователи рассчитывали вычислить средний период разочарования. Они думали, что все племена будут прекращать ритуал через какое-то более-менее фиксированное время: скажем, через месяц, плюс-минус пять дней.
Результаты экспериментов удивили бледнолицых. Как выяснилось, какие-то племена завязывали с прыжками через неделю, а какие-то продолжали прыгать и по истечении нескольких месяцев. Разочарование не зависело от прошедшего времени: оно зависело исключительно от запасов еды.
Покуда еды хватало, аборигены дружно скакали и надеялись на лучше. Месяц, два, три – чуть ли не до бесконечности. Отсутствие падающих с дерева призов аборигены объясняли себе злыми силами природы, кознями других племён, греховностью руководителей племени и прочими естественными причинами. Однако стоило голоду начать щипать животы индейцев, как они тут же дружно умнели и начинали догадываться, что бледнолицые братья чего-то им не договаривают…
Так вот, к чему я веду. Вчера я очередной раз имел удовольствие читать о том, что американская экономика сильна своими айфонами, а российская нефть и оборонка – это, дескать, гири на ногах нашей экономики, сбросив которые мы моментально достигнем богатства и процветания.
Вы уже наверняка видите параллели. Либералы поймут, что «айфонная экономика» неработоспособна только в одном случае. Когда эта экономика крякнет, и в странах, имевших неосторожность заменить атомные станции на поля модных ветряков, будет натурально нечего жрать. Греки, в общем, уже стремительно трезвеют: целебное голодание подействовало на местных политиков удивительно животворно.
Многие эксперты полагают, что планета стоит на пороге финансового шторма, и что уже в ближайшие год-полтора хищные лапы кризиса сомкнутся на горле большей части стран Запада: среди которых, разумеется, будет и родина айфонов, США.
Что Россия сможет в этот момент предложить сотням миллионов представителей западной цивилизации, которые – подобно россиянам начала 90-х годов – резко разочаруются в «зелёной экономике», «невидимой руке рынка» и прочих мифах просвещённого либерализма?
А Россия сможет предложить, например, свои аналоги айфонов. Современные, не имеющие аналогов в мире, высокотехнологичные… танки. Ну и другую «устаревшую» продукцию: типа нефти, газа и атомных станций.
Видели уже, что на Западе пишут о нашем новом танке, «Армата»? Точнее, о танке «T-14» на базе «Армата»? Журналисты пишут о сошедшей со стапелей «Уралвагонзавода» «Армате» не иначе как с восхищённым придыханием. Немцы из Stern – а уж немцы-то, будьте уверены, кое-что понимают в хороших танках – снабдили статью об «Армате» заголовком «Putins neue Wunderwaffe», «Новое супероружие Путина»:
«Армата» – первый серьёзный танк за последние десятилетия. Так, немецкий Leopard-2 был создан 35 лет назад, американский M1 Abrams – его ровесник. Конечно, старые танки потихоньку улучшались, модернизировались… однако сколько ни корми леопарда, до размеров тигра он не вырастет. По-настоящему новых танков у наших западных друзей и партнёров как не было, так и не предвидится в обозримом будущем.
У «Арматы» есть два очень мощных козыря – плоская необитаемая башня, которая резко повышает шансы экипажа на выживание, и лучшая в мире танковая пушка калибром в 125 миллиметров. Про лучшую в мире, обратите внимание, это не я придумал. Это с некоторой грустью пишут сами немцы – хотя до появления «Арматы» лучшей в мире танковой пушкой считалась пушка немецкого Leopard-2.
Также, что очень важно, «Армата» нашпигована самой современной электроникой, при помощи которой расположенный в специальной бронекапсуле экипаж сможет управлять танком при помощи видеокамер и автоматики. Электроника позволяет подключить танки «Армата» к современной системе боя, при помощи которой все танки будут объединены в единую систему управления:
Эту систему управления боем разработала входящая в «Ростех» корпорация «ОПК». При этом нам остаётся только догадываться, помогло ли нашим разработчикам изучение французской системы управления боем SENIT-9, которую французы любезно передали нам в ходе выполнения работ по «Мистралям».
Вернёмся к «айфонам». Смогут ли наши танки, автоматы, вертолёты и прочие немодные сейчас изделия конкурировать с яркими западными именами? Поймёт ли условный журналист из глянцевого журнала, что, допустим, «Красухи» – это круче, чем установленное на айфонах «скользните пальцем, чтобы разблокировать»? Ведь айфон-то у условного журналиста есть, а что такое «Красуха» он наверняка и не знает…
Родина подумала и об этом. Нашим госкорпорациям несколько лет назад была дана команда серьёзно заняться имиджем и организовать мощные каналы связи с публикой, во всех смыслах этого слова. Была поставлена задача ликвидировать отставание по имиджу – так как именно в это слабое место яростно бил нас Запад в семидесятые-восьмидесятые годы.
Госкорпорации уже начали активно работать над проблемой. «Ростехнологии», например, переименовались в более понятное иностранному уху «Ростех» и не без помощи лучших западных специалистов серьёзно осовременили свой имидж. Если раньше работали по принципу «чем тише, тем лучше», то с недавнего времени закрытая корпорация развернулась лицом к публике и начала серьёзно общаться с журналистами и с социальными сетями.
Для понимания масштабов преобразований процитирую Василия Бровко, руководителя департамента коммуникации и информации «Ростеха»:
Начинать приходится с азов — с централизации пиар-бюджетов своих компаний, поскольку чем ниже уровень, тем сложнее контролировать расходы. Масштаб даже этой, базовой, работы грандиозен, учитывая размеры корпорации — 15 холдингов, общее число организаций приближается к 700.
Эффект уже виден: про российскую технику всё чаще пишут, причём не только в России но и за рубежом. Если вы смотрите телевизор, вы также можете заметить там рекламу отечественных корпораций: включая, например, рекламу входящего в «Ростех» холдинга «Швабе», который специализируется на военной оптике. «Ростех» – далеко не единственный пример удачного обновления бренда. Навскидку можно упомянуть, например, таких гигантов как «Сбербанк» и «РЖД».
Однако пока что мы находимся в начале долгого пути: хоть за брендами типа Coca-Cola или Apple не стоит, по сути, ничего, кроме самих брендов, но всё же Coca-Cola на порядок более узнаваема, чем любой российский бренд.
Полагаю, это временно. Повторюсь: планета входит сейчас в зону финансовой турбулентности, нас ожидает мощнейщий финансовый шторм. Бренды, за которыми будет стоять реальная экономика и реальные технологии, будут иметь хорошие шансы улучшить свои позиции.
На днях прошли новости о начале поставок «Вятского кваса» в Германию, об экспорте «Газелей» в Европу, о поляках, которые активно закупают в России продукты. Ещё несколько лет назад эти новости звучали бы как анекдот: как так, цивилизованные европейцы и вдруг покупают у русских что-либо кроме сырья. Сейчас такие новости воспринимаются уже спокойно: нет ничего удивительного в том, что в России производят неплохие товары.
Подождём ещё несколько лет. Если события будут развиваться удачно для России, мы вполне можем рассчитывать на повторение успеха шестидесятых годов, когда полёт Гагарина надолго закрепил за Советским Союзом репутацию самой технологически продвинутой страны планеты.

Источник:



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.