Как стало известно в начале текущей недели, российский «Газпром», несмотря на все трудности и шероховатости, неизбежно сопровождающие запуск любого масштабного проекта, уже поставил по газопроводу «Турецкий поток» первый миллиард кубометров газа.
В частности (цитируем официальное сообщение пресс-службы отечественного газового гиганта), «около 54% из этого объёма доставлены на турецкий газовый рынок, порядка 46% — на турецко-болгарскую границу». И теперь уже для всех очевидно: «Турецкий поток», суда-трубоукладчики которого, к счастью, не успели подпасть под американские санкции «для третьих стран», функционирует во вполне рабочем, плановом, так сказать, режиме. И уже просто стал системной частью энергетической карты Европейского субконтинента.
«У России нет технологических препятствий для завершения строительства «Северного потока — 2» — заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер....
Как известно, ситуация с достройкой «Северного потока — 2» швейцарскими трубоукладчиками Pioneering Spirit и Solitaire компании AllSeas, которые умудрились под внешним давлениемпокинуть морскую стройку даже до объявления сроков начала действия американских рестрикций, изначально выглядела совсем не настолько радостно.
По крайней мере, если наблюдать её несколько со стороны. Что удивительно: сами представители российской компании только загадочно улыбались и хранили ледяное спокойствие.
Как выясняется, было, в принципе, отчего.
Нет, то, что газопровод «Северный поток — 2» будет в какие-то разумные сроки обязательно достроен, сомнений ни у кого не было изначально, и вовсе не потому, что об этом сказал не так давно российский президент Путин:
«Дело в том, что Nord Stream 2 — это уже давно не столько российский, сколько европейский энергетический проект, и его строительство — очевидно, больше вопрос ответственности европейских партнёров «Газпрома» даже с точки зрения финансов. И если европейские энергетические концерны и их национальные правительства не смогут защитить не только свои немалые, в общем, инвестиции в «Северный поток — 2», но и будущую европейскую энергобезопасность в целом (а Nord Stream 2 в этой системе критически важен), то, простите, грош цена будет таким «партнёрам».
И иметь с ними дело — занятие, может, и увлекательное, но довольно бессмысленное: чем глубже залезешь — тем дешевле потом продадут.
К чести европейских структур — как в области энергетики, так и во властных органах — из проекта «Северный поток — 2» никто не вышел.
А Германия и вовсе отдельно жёстко продекларировала свою позицию: стараясь, разумеется, при этом не повредить своим отношениям с США.
Что, конечно, задача достойная, но малореализуемая. Впрочем, не нам судить: нам была важна их позиция по Nord Stream 2 — мы её получили.
И вот уже в самые ближайшие дни, как только позволят погодные условия, отечественные баржи-трубоукладчики Fortuna и Defender будут готовы приступить к «импортозамещающим» работам в Балтике. По крайней мере если верить «информации с мест», в готовность они были приведены еще 27 января и, судя по метеорологическому прогнозу, начнут работы уже непосредственно начиная со следующей недели, возможно, даже с 1 февраля.
Что здесь важно понимать.
Безусловно, планы российско-европейского консорциума, неформально складывающегося вокруг достраивающегося газопровода Nord Stream 2, были последними событиями изрядно нарушены, это просто глупо отрицать.
И глава правления компании OMV Райнер Зеле, входящей в этот «консорциум», не просто так заявил, что:
«Европа делает недостаточно для собственной энергетической безопасности и слабо помогает России, не слишком жёстко заявляя свою позицию по отношению к действиям США.»
И тут главу крупнейшей нефтегазовой компании не только Австрии, но и всей Восточной Европы вообще просто грех не процитировать:
«Ситуация с «Северным потоком — 2» вызывает беспокойство с моей стороны. Как может так сложиться, что вы вкладываете миллиарды евро в проект, который законно одобрен всеми сторонами, а затем этот проект останавливается из-за экстерриториальных санкций, которые вводятся в одностороннем порядке без консультации даже с ЕС?»
Но самое интересное тут даже не это. Самое интересное тут заключается в том, что, несмотря на общую неприятность ситуации, меньше всего, что называется, «подгорает по срокам» в данном случае, как ни странно, как раз у российской стороны.
Объём поставок газа европейским потребителям по газопроводу «Северный поток» по итогам 2019 года составил 58,5 млрд куб. м, сообщает...
И здесь мы, безусловно, должны сказать совершенно искреннее «спасибо» пусть и «небратской» по отношению к нам Украине: эти доблестные ребята сначала так долго и нудно тянули время, что «Газпром» и его европейские партнёры, опасаясь срыва «украинского транзита», буквально наглухо забили газом все европейские ПХГ. А потом украинские менеджеры ещё и подписали трёхстороннее соглашение на таких выгодных для российской стороны условиях, что нам теперь обеспечена полнейшая свобода манёвра по крайней мере в течение ближайших пяти лет.
И когда на прокладку оставшихся 80 километров газопровода «Северный поток — 2» выходят газпромовские баржи (особенно при наличии у того же «Газпрома» куда более современного «аппарата», фактически аналогичного швейцарским «дезертирам», который сейчас просто «немного занят» на Сахалине), это означает только одно: просто «Газпрому» именно так выгоднее на сегодняшний момент времени.
И если его европейские партнёры по этому поводу пока просто бурчат на американцев и судьбу-злодейку, но ведут себя пассивно и сами никаких решений не предлагают — значит, будут укладывать баржи.
Вопросы и предложения есть?..
В конце концов, участок не самый длинный, по сравнению с уже построенным: специалисты утверждают, что к августу, по идее, даже этим антиквариатом работы в Балтике всё равно будут успешно завершены. И, как и обещал президент Российской Федерации, газ по нему, скорее всего, до конца текущего года пойдёт.
То есть над «Газпромом» в этом смысле вообще не каплет.
А если его европейские партнёры будут «хотеть немного ускориться», на что недвусмысленно намекает тот же Райнер Зеле, то российская сторона будет готова выслушать предложения. Сохраняя всё то же стратегическое спокойствие.
И вот что в российской экономической политике в этой ситуации, похоже, проявилось действительно новое, по крайней мере на уровне тактики, так это то, что каштаны своими руками из чужого огня к партнёрской выгоде она таскать совершенно точно больше не готова. Равно как и «идти на определённые уступки» в абстрактных гуманитарных интересах. В том числе, к примеру, «сдёргивая» не менее нужный в настоящее время на Сахалине трубоукладчик для ускорения работ в акватории Балтики.
А, простите, зачем?
Нас-то всё в общем устраивает. Договор по «украинскому транзиту» даёт вполне вменяемый временной «лаг».
И куда лошадей гнать?
И этот вот тренд на преобладание в сознании людей в государственных и окологосударственных структурах, принимающих настолько важные долгосрочные стратегические решения, определённого спокойного экономического эгоизма непосредственно автору этих строк, признаться, неожиданно очень нравится. И он искренне надеется, что это не случайная временная флуктуация, а реальный и долгосрочный тренд.
Дмитрий Лекух