Не дожидаясь принятия Евросоюзом 14 пакета антироссийских санкций, Вашингтон решил сработать на опережение, и именно 12 июня, в День России. Обнародовав очередной пакет антироссийских рестрикций, США предупредили тех, кто привык обходить санкции, что они будут сурово наказаны. Особенно пострадают компании, снабжающие товарами российский авиационный сектор, переправляющие в нашу страну полупроводниковые чипы, пусть даже они и производятся за пределами США, но с использованием американских технологий или оборудования.
Напомним, что декабрьский указ президента США Джо Байдена о вторичных санкциях охватывал около 1200 российских организаций, за связи с которыми грозило наказание. Однако этого показалось мало, и Минфин США почти в четыре раза увеличил число российских подсанкционных компаний, за связи с которыми грозят разбирательства.
В черный список в этот раз попали и восемь компаний из Гонконга, активно работающих с Россией. А всего новые антироссийские санкции США затронули более 300 физических и юридических лиц в России, Азии, на Ближнем Востоке, в Европе и Африке. Среди них – Казанское опытное КБ, концерн радиостроения «Вега», НПО «Поиск», Белгородская судоверфь, Мурманский СПГ, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, страховая компания «СОГАЗ», «Газпром инвест», Амурский металлургический комбинат, Балтмаш, Уральская металлообрабатывающая компания и многие другие экспортёры.
По данным сервиса Castellum.AI, с 22 февраля 2022 года Вашингтон внёс в список SDN (блокирующие санкции США) более четырёх тысяч связанных с Россией физлиц и организаций. Кроме того, обновлённое определение запретительных мер прямо включает физических и юридических лиц, работающих в технологическом, оборонном, строительном, аэрокосмическом и обрабатывающем секторах российской экономики. К работающим на нужды ВПК предписано относить «индивидов и организации, которые причастны к продаже или поставке в Россию определенных чувствительных товаров».
Дополнительные ограничения связаны с расширением Минфином США определения военно-промышленного комплекса России. Теперь оно, как говорится в сообщении американского министерства, «отражает оценку Минфина США о том, что Россия переориентировала свою экономику и мобилизовала все части государства на поддержку своих предосудительных военных усилий». Минфин США предупреждает, что «иностранные финансовые институты несут риск попасть под санкции за проведение или содействие существенным транзакциям или любым услугам с участием любых лиц, внесенных в санкционный список».
Среди таких подсанкционных организаций Минфин США особо выделяет российские банки, включая ВТБ и Сбер. В целом же в санкционный список попали множество российских кредитных организаций, в том числе Альфа-банк, «Авангард», банк «Санкт-Петербург», «Уралсиб», «Зенит», Московский кредитный банк, Росбанк и многие другие. Санкции затронули и их зарубежные филиалы. Однако, как отмечается в обновлённом руководстве для иностранных финансовых институтов, по-прежнему разрешены транзакции с российскими подсанкционными банками, относящиеся к продовольствию, сельхозтоварам, лекарствам, телекоммуникациям и энергоносителям.
Министерством финансов США одновременно с расширением санкционных мер поставлены под запрет «экспорт, реэкспорт, продажа или поставка, прямо или косвенно из США или лицом из США услуг по IT-консалтингу, проектированию, IT-поддержки или облачных услуг для соответствующего программного обеспечения любому лицу, находящемуся на территории Российской Федерации».
Запад по-прежнему очень раздражает российский налог SWIFT – система передачи финансовых сообщений СПФС, к которой присоединились 159 банковских и небанковских организаций из 20 стран мира (всего к СПФС подключены 557 структур). При этом США и их сателлиты забывают, что у России есть не только СПФС, но и цифровой рубль, который позволяет обходить многие преграды во взаимной торговле.
Свои альтернативы SWIFT созданы не только в России, но и в Иране, например, который работает в системе SEPAM, и у Индии, хоть эта страна и не находится под санкциями. Понятно, что с отключением SWIFT для России Запад объявляет охоту на рублевую и финансовую инфраструктуру, которые уже тревожат и США. Но это лишь ещё больше активизирует разработку альтернатив для SWIFT в других странах мира.
Ни для кого не секрет, что беспрецедентный уровень санкций направлен на то, чтобы лишить Россию доступа к технологиям, необходимым для создания современного оружия, сократить доходы, доступные российскому правительству, и возложить высокую цену на военно-промышленный комплекс за конфликт на Украине.
Так что ни США, ни евробюрократы не намерены останавливаться и будут стараться изо всех сил навредить непокорной стране, придумывая всё новые ухищрения и запреты.
Официальный представитель МИД Мария Захарова после принятия очередных санкционных списков США, как водится в подобных случаях, заявила, что Россия не оставит подобные агрессивные действия без ответа. А Московская валютная биржа, против которой тоже ввели санкции, остановила торги долларами и евро.
Принимая новый санкционный список, США в очередной раз говорят, что теперь-то уж последние лазейки для бизнеса закрываются, и обойти ограничения никому не удастся. А на деле, как всегда, сами оставляют эти лазейки для себя. Запреты вводятся не все сразу, а постепенно, с оговорками. США, несмотря на свои запреты, продолжают торговать с Россией.
По данным американской таможни, только в апреле российский экспорт в Соединённые Штаты увеличился на 37%. Большая его часть приходится на минеральные удобрения с Урала. Подобрать им замену при всей американской враждебности крайне сложно, потому что наш товар недорогой и качественный, а процесс производства, ориентированный на конкретного заказчика, хорошо выстроен и отлажен.
Объявляя два года назад санкции и уходя из России, западные нефтегазовые компании не могли предположить каких огромных перспектив они себя лишают: специалисты научных институтов «Роснефти» в Санкт-Петербурге и Красноярске провели успешные опытно-промышленные испытания технологии получения карбоната лития из гидроминерального сырья, и скоро начнут извлекать его из нефтяных месторождений. В Красноярском крае, по предварительным оценкам, запасы лития оцениваются в 3,5 млн тонн, а нефти в 300 млн тонн. Большие перспективы по добыче лития имеют ещё несколько месторождений в Томской и Иркутской областях, которых также лишись заносчивые американцы.
В ответ на запретительные меры мы ограничили продажу за рубеж благородных газов, без которых не обойтись при производстве чипов, в том числе и запрещённых к поставкам в Россию. Теперь все экспортные поставки должны будут согласовываться с Минпромторгом и правительством. Ограничение импорта благородных газов приведёт к тому, что мировой кризис производства микросхем ещё больше обострится.
Долгое время мы поставляли в США палладий, но теперь его также запрещено вывозить за рубеж. Восполнить потребности американского рынка металлов без участия Норильского металлургического комбината не получится, а значит, гегемону придётся пойти на уступки и, смирив гордыню, попытаться договориться с Россией.
Управлять миром с помощью санкционного механизма становится всё сложней. «После того как первоначальный шок от западных санкций прошёл, российская экономика не только выжила, но и начала процветать», – написал в The National Interest бывший сотрудник Конгресса Брэндон Вейхерт. Его ужасает, что доллар США теряет свою способность доминировать на мировых рынках, «всё идет к тому, что американская финансовая система будет разрушена». Когда американцы потеряют возможность печатать деньги в прежних объемах, жизнь в Соединенных Штатах очень быстро станет мрачной, страна превратится в среднюю державу, находящуюся в упадке.
Washington Post отмечает, что «продолжая кампанию на Украине, Путин руководит не менее масштабными преобразованиями у себя дома, превращая страну в «революционную державу», настроенную на изменение глобального порядка и установление собственных правил. США и ЕС совершают грубую ошибку, считая, что все в мире будут безропотно принимать ограничения. Своими действиями Вашингтон и Брюссель отталкивают от себя всё большее число государств, а это приводит к изменениям, которые уже невозможно будет отыграть назад.
В Wall Street Journal можно прочесть, что «США вдруг задумались о том, что все их санкции, которые так любят пачками штамповать сенаторы и конгрессмены, попросту не работают». И хуже того, они подрывают сами основы американского доминирования в мире.
США буквально создали мировую экономику имени самих себя, пишет издание Wall Street Journal (WSJ), а теперь своим нелепым потоком санкций создали и параллельную экономику, альтернативную глобальной западной, которая стала защитной реакцией на усилия Вашингтона. Значительное количество санкций, ограничений и экспортного контроля США было введено за последние годы против стран, таких как Россия, что привело к возникновению альтернативной глобальной параллельной экономики. Иран, Венесуэла, КНДР, Китай и другие сумели организовать торговый альянс, действенно противостоящий США в их масштабной экономической кампании. По мнению аналитиков, такой альянс стал непреодолимым барьером для выполнения задач, стоявших перед Вашингтоном.
«Осью уклонения» Кимберли Донован, эксперт аналитического центра в Вашингтоне, называет альянс стран, в котором торговые потребности и возможности государств, подвергшихся американскому давлению, тесно переплетаются. Благодаря использованию китайского юаня и платёжных систем, независимых от Запада, все участники этого альянса получают выгоду и укрепляют свои связи. Они сохраняют свою суверенность и не признаются в подчиненности властям Вашингтона. Таким образом, обход санкций для них можно назвать оправданным и законным действием. В итоге, «ось уклонения» становится эффективным инструментом в борьбе против американского гегемонизма и формировании нового мирового порядка. Это свидетельствует о том, что Китай и его союзники стремятся создать альтернативную мировую экономическую систему, в которой перевес будет в их пользу. Такой альянс является ответом на геополитическую битву между США и Китаем, которую можно наблюдать в последние годы. Главной точкой, на которой сходятся все страны, является то, что экономика должна быть способом получения дохода и прибыли, а не орудием США для наказания неугодных.
Многие здравомыслящие аналитики твердят о том, что санкции, наложенные США на Иран и Россию, оказывают крайне слабое негативное влияние на экономики этих стран. Но зато использование китайской валюты и платёжных систем третьими странами позволяет им обойти ограничения санкций и сохранить доходы от продажи нефти. Кроме того, такие практики ослабляют контроль за соблюдением санкций со стороны западных властей.
Новое сближение экономических и политических интересов между незападными странами, и прежде всего России и Китая, станет серьёзным вызовом доминированию Запада в мировой системе будущего. Иными словами, коллективный ответ на очередные санкции противоречит желанию США, Евросоюза, Великобритании и НАТО ослабить Россию и антизападный фронт «тотальной экономической войной». Мировое зло бумерангом возвращается к тем, кто его породил.
Иван Полетаев