Русские Вести

США - страна победившего «бюджетного коммунизма» элит


Принятие федерального бюджета — вернее, федерального бюджетного плана — Конгрессом США всегда напоминало представление очередной части Марлезонского балета: демократы и республиканцы, совершив все необходимые па и фуэте, выражающие разногласия двух партий относительно деталей сервировки финансового стола, в итоге совместно делят долларовый пирог между собой и своими группами влияния.

Чаще всего (но не всегда), такой результат достигался как раз к «григорианскому» Рождеству 25 декабря — мультикультурализм мультикультурализмом, а «подарками под елочку» люди из Капитолия обделять себя не любят. Традиция…

Нынешний финансовый год, в отличие от прошлого, когда партии «бодались» до марта, исключением из общего правила не стал: в четверг 22 декабря проект бюджета прошел через сенат, верхнюю палату конгресса, а в пятницу 23 декабря получил нужное количество голосов в Палате представителей (больше половины из 435, на этот раз — 225) — и так, что 46-й президент США Джо Байден успел поставить свою подпись под данным документом «на самом флажке» перед началом рождественских каникул, тем самым сыграв роль Санта-Клауса с мешками долларов на своих санях и еще раз подтвердив правоту слов героини фильма «Брат-2»: «Здесь, в Америке, все просто так. Кроме денег».

Но вот деньги — это не просто так. Настолько непросто, что конгресс, ежегодно утверждая финансовый план, распределяет только меньшую часть бюджетных расходов. Поэтому, когда мы узнаем, что федеральный бюджет США на 2023 финансовый год утвержден в объеме около 1,7 трлн долл. (в 2022 году было 1,512 трлн долл., рост на 11,4%), из которых 858 млрд долл. запланировано потратить на нужды обороны (в марте 2022 года была утверждена сумма расходов 796 млрд долл., то есть рост на 7,8%) это вовсе не означает, что доля «оборонки» в американском бюджете превышает 50%. Нет, реальные расходы федерального бюджета значительно выше — в прошлом финансовом году они составили 6,27 трлн долл., а через год должны оказаться в диапазоне 6,1-6,9 трлн долл., это уж «как повезет».

То есть большую часть бюджетных расходов в Соединенных Штатах составляют обязательные и защищенные платежи, на изменение объема которых сенаторы и конгрессмены могут повлиять только в экстраординарном режиме, применение которого означало бы настоящее землетрясение в глобальной «империи доллара». Поэтому ничего подобного пока нет и даже не предвидится, все идет по заведенному порядку, законодатели исправно делят примерно четверть американского федерального бюджета, и вроде бы все довольны. А если недовольны, то все можно исправить по ходу дела: так, реальные оборонные расходы США в 2022 году достигли 821 млрд долл., на 25 млрд долл. больше запланированного (прежде всего — вследствие проведения российской специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, которой Америка активно противодействует, всячески поддерживая киевский режим).

Однако главная проблема США в том, что этот самый федеральный их бюджет хронически дефицитен, то есть расходы превышают доходы, последний раз он сводился с «плюсом» в 2001 году, то есть двадцать с лишним лет назад, еще в начале первого президентского срока Джорджа Буша — младшего. С тех пор — неизменный «минус», который приводит к постоянному росту федерального долга, бьющего рекорд за рекордом и в настоящее время близкого к отметке в 31,5 трлн долл.

От каждого по потребностям, каждому по силе: США как страна победившего «бюджетного коммунизма» элит
ФБА «Экономика сегодня»
При этом снижение официального бюджетного дефицита 2022 финансового года до 1,38 трлн долл. (в «ковидном» 2020 году данный показатель составил 3,1 трлн долл., в 2021 году — 2,776 трлн долл.) нельзя отнести на счет какой-то особой экономности администрации Джо Байдена и считать переломом тренда — просто на прошедший год пришелся пик возврата предоставленных в 2020-2021 гг. налоговых льгот и прочих финансовых послаблений. Впрочем, вместе с пиками производственной и потребительской инфляции. На 2023 финансовый год запланирован дефицит еще меньше, в 1,154 трлн долл., но вряд ли этого показателя удастся достичь — и не потому, что 5 трлн долл. бюджетных доходов являются недостижимым показателем, а прежде всего из-за постоянного добавления все новых и новых расходов бюджета. Немалую роль в этом сыграет и заявленное ужесточение кредитно-денежной политики Федрезерва, объявившего о политике повышения учетной ставки до 5% годовых и выше.

Если сопоставлять размер бюджетных расходов, определяемых американским конгрессом, с размером бюджетного дефицита, то окажется, что американские законодатели уже много лет подряд делят «по потребности» не столько будущий бюджет, сколько будущие бюджетные долги Соединенных Штатов, не сильно заботясь об источниках их покрытия. Когда-то лидер СССР Н. С. Хрущев обещал осчастливить советский народ построением коммунизма для всех к 1980 году, под заманчивым лозунгом «От каждого по способностям — каждому по потребностям». В США, пусть не так быстро, но построили «бюджетный коммунизм» для своей элиты под лозунгом: «От каждого по потребностям — каждому по силе». И еще неизвестно, что хуже.

Олег Щукин

Источник: riafan.ru