Тем временем началась загрузка ядерного топлива на ПАТЭС «Академик Михаил Ломоносов».
США вынуждены были пустить российскую корпорацию на рынок ядерного топлива, потому что не в состоянии создать критически важную технологию...
Пока патриоты и недруги России дружно и сосредоточенно переворачивали слова Рогозина о том, что Россия, де, отстает от США в космосе в 9 раз (а в реальности вице-премьер говорил только о производительности труда в узком спектре задач), случилось куда менее заметное, но куда более важное событие – Россия уверенно зашла на атомный рынок США. И есть основания утверждать, что эта сфера сотрудничества с Россией скоро станет для Вашингтона стратегической, куда поважнее даже, чем незаменимые российские ракетные двигатели для кораблей НАСА.
«Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» и компания Global Nuclear Fuel-Americas (GNF-A, дочерняя компания GE-Hitachi) заключили соглашение о сотрудничестве, целью которого является организация совместной деятельности по лицензированию, маркетингу и фабрикации топлива для операторов легководных реакторов (PWR) в США» - за этими сухими словами кроется настоящий прорыв. Чтобы лучше понять его, остановимся на основных пунктах.
Первое – именно легководные реакторы были и еще десятки лет останутся главным типом реакторов американских АЭС.
Второе – доля атомной энергетики в общем производстве электроэнергии в США составляет порядка 20%, что хоть и не так много как во Франции (77%) и Украине (50%), но по мощности американские АЭС превосходят все прочие в мире. 100 000 мегаватт – это не шутки, это нужно очень, очень много топлива!
Третье – мы подходим к самой сути! – американцы столкнулись с критической проблемой: их технология производства обогащенного урана, необходимого для его дальнейшей переработки в диоксид урана, на базе которого и работают ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы в реакторах АЭС), устарела уже практически до полной неприменимости.
Здесь я вынужден попросить любителей кричать «шеф, усё пропало!» принять валидол и посмотреть на цифры. А цифры – данные производства в мире обогащенного урана – таковы: Россия производит (как раз силами ОАО «ТВЭЛ») 26 578 000 ЕРР (единиц работы разделения, спецтермин в данной области) в год, а «великие и могучие» США – лишь 4 700 000. Чувствуете разрыв? А у себя его почувствовали?
Но этого мало – собственное потребление АЭС в России в четыре раза меньше американского. То есть, самой России обогащенного урана нужно в четыре раза меньше, а производит она его в пять с лишним раз больше. «У нас этого урана — завались». Итого, профит приблизительно в десять раз – ну как тут было не войти уверенной поступью на американский рынок?!
Но вы еще не оценили всю иронию, мы только подходим к самой сути – как выяснилось в начале этого года, США оказались не в состоянии освоить самую выгодную, газоцентрифужную, технологию обогащения урана, а применяют до сих пор старую, дорогую и менее производительную газовую диффузию. Нельзя, конечно, сказать, что они не пытались изменить положение дел – но не срослось: «Американская компания «Centrus» (бывшая USEC) объявила о прекращении работ по созданию своего опытного коммерческого предприятия по обогащению урана с помощью газовых центрифуг, сообщает портал World nuclear news. Таким образом, США за многие десятилетия так и не смогли освоить собственную промышленную газоцентрифужную технологию. Предприятие «Американская центрифуга» в Пайктоне (штат Огайо) должно было стать первым в США заводом, использующим центрифужный метод для обогащения урана, и принадлежащим американской компании. Ранее обогащение урана в США велось менее эффективным, очень энергозатратным методом газовой диффузии, а единственный коммерческий газоцентрифужный завод в США был построен консорциумом Urenco (Великобритания, Германия, Нидерланды) с использованием европейских центрифуг. Министерство энергетики США осенью 2015 года рекомендовало прекратить проект «Американская центрифуга»».
А ведь это, без шуток, катастрофа для американцев – центрифуги наступают бешеными темпами: в 2000 году методом газовой диффузии в мире было обогащено 50% всего урана, а в 2010 – всего 25%, доля центрифуг же увеличилась пропорционально . В 2017 году от использования газовой диффузии вообще планируют отказаться! И во всем мире будут царить могучие прекрасные центрифуги. Которых у американцев не было и нет – ха-ха! И по этой причине заоблачно-продвинутые янки вынуждены закупать топливо для своих АЭС в промышленных масштабах у русских – трижды ха-ха!
Кто там от кого отстал?
Григорий Игнатов