Русские Вести

"Совэлмаш" приступает к производству суперэффективных двигателей


Интереснейший технологический проект развивается сейчас в столичном регионе. Компания "Совэлмаш", резидент особой экономической зоны "Технополис Москва", достраивает инжиниринговый центр, чтобы уже в текущем году развернуть здесь разработку электроприводов полного цикла по собственной технологии.

От "болгарки" до БТРа

Практически вся мировая индустрия электромоторов построена на использовании асинхронных двигателей. Принципы их работы исследованы досконально, конкурентная борьба идёт за каждый грамм снижения веса и каждую долю процента роста КПД, революций в этой области не было уже очень давно.

Но Дмитрий Дуюнов, инженер-разработчик с большим советским опытом работы, запатентовал в 1990-х годах технологию "Славянка" – совмещение "звезды" и "треугольника", двух основных вариантов обмоток проводников статора, одного из ключевых элементов электромотора. Среди многочисленных плюсов "Славянки" – возможность использовать её и на стандартных двигателях с заменой фабричной обмотки на дуюновскую схему. Это существенно увеличивает энергоэффективность оборудования и продлевает срок его службы. Например, УШМ ("болгарки") с дуюновским двигателем мощнее и долговечнее стандартных импортных.

Летом 2017 года команда Дуюнова получила заказ на перемотку генератора автомобиля КамАЗ знаменитой гоночной команды "КамАЗ-Мастер". Перемотка увеличила мощность генератора почти на 30%, причём автомобиль прошёл суровое испытание гонкой "Дакар-2017". Участники команды были впечатлены результатом и попросили к ралли "Дакар-2018" перемотать генераторы всех остальных автомобилей, что и было сделано.

А где тяжёлые грузовики, там и военная техника. Разработки "Совэлмаша" вызывают стабильный интерес военных. В цехе компании стоит один из образцов продукции – бронетранспортёр БТР-80 на гибридном приводе. В современной обстановке любое повышение эффективности подобных машин – на вес золота. В тротиловом эквиваленте.

Помимо технологии обмотки, Дуюнов известен изобретениями в области моторов для электробайков и аналогичной техники. Формально преклонный возраст не мешает Дмитрию Александровичу пылать идеями и претворять их в жизнь: на электровелосипеде с лично разработанным движком он разогнался до 140 км/ч.

Производство – в Россию

Эффективность российской разработки доказана не только мощностью, но и годами: с 1995 года было модифицировано более 100 тысяч электродвигателей. Причём самый первый из них до сих пор работает на водоканале в Стаханове Луганской области. За это время технология существенно продвинулась вперёд, созданы сотни схем намотки для разных электродвигателей, продано множество лицензий на их использование. Более того, в Китае уже есть партнёр, который модернизирует в промышленных условиях новые серийные двигатели и затем продаёт их.

Но зачем Китай, если всё это можно сделать у нас, в России? Президентскую задачу импортозамещения никто не отменял. Между тем сейчас Россия производит лишь 0,2% асинхронных электродвигателей планеты – практически всё мы везём из Китая целиком или крупными компонентами для отвёрточной сборки ради лукавого шильдика "Сделано в России". Это совершенно ненормальное положение вещей.

В конце 2010-х ученики Дмитрия Дуюнова создали собственную сертифицированную лабораторию с испытательными стендами. Первые образцы усовершенствованных электродвигателей российского производства были испытаны в 2019-м и доказали свои преимущества (до 40% экономии электроэнергии!). Для расширения мощностей в "Технополисе-Москва и было зарегистрировано Проектно-конструкторское технологическое бюро (ПКТБ) "Совэлмаш". Сейчас подготовка практически закончена, впереди сдача проекта госкомиссии.

В августе 2024 года объекту ПКТБ присвоен кадастровый номер и зарегистрировано право собственности на объект недвижимости (незавершённого строительства).

Впоследствии на мощностях "Совэлмаша" инженеры и рабочие будут выпускать энергоэффективные асинхронные электродвигатели нового поколения, проектировать технологические процессы, создавать под заказ станки и целые производственные линии.

Благодаря этой перспективе в 2019 г. компания и получила почётный статус резидента государственной особой экономической зоны "Технополис "Москва". Для поддержки проекта правительство Москвы предоставило "Совэлмашу" более 2 га земли (в аренду с правом последующего выкупа) на площадке "Алабушево".

Необычное финансирование

Но технология в нашем суровом мире – это только треть дела. Государственная поддержка – вторая треть. Третья – деньги.

Финансирование проекта осуществляется путём краудинвестинга – сбора средств частных инвесторов с последующим акционированием. Учредители сознательно отказалось от более распространённых путей получения банковского финансирования или государственного гранта. При всём удобстве эти варианты предполагают неизбежное давление со стороны генерального инвестора, представители которого редко сведущи в производственных вопросах. Сколько перспективных стартапов погибло на этом пути!

Краудинвестинг же страхует хорошую идею от неконтролируемой перепродажи, от внезапного закрытия, от прихода "эффективных управленцев". Над сбором средств работает команда SOLARGROUP – финансовый партнёр "Совэлмаша". Инвестирование проходит на специально созданной IT-платформе, которая позволяет частным лицам инвестировать в инновации и впоследствии стать акционерами компании.

Остаётся пожелать амбициозному проекту долгой и успешной истории. России как воздух нужны такие инициативы, такие инновации. Мы потеряли очень много времени. Больше медлить нельзя.

Источник: tsargrad.tv