«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»
Иосиф Сталин
Что делать, чтобы не отстать навсегда ?
Перед страной стоит большой вызов. Потребности СВО, нужды ВПК, восстановление новых территорий, отставание в микроэлектронике, производстве бытовой техники, автомобилей. Уход зарубежных компаний и ограничение по импорту свидетельствуют о необходимости широкого импортозамещения. И надеется на импорт из Китая не стоит: для решения проблем рождаемости и роста уровня жизни нужна своя, русская промышленность.
В 2021 г. эксперты ВШЭ представили нашумевший доклад, согласно которому Россия отстала в сфере высоких технологий от передовых стран «навсегда». У нас есть лидерство в следующих сферах: аэрокосмические, ядерные технологии, вооружения. Но доля страны в мировом экспорте продукции передового производства с 2002 по 2018 год находилась на уровне 0,2–0,5 процента, в мировом импорте — 0,3–1,6 процента. Согласно выводам доклада:
«… текущая специализация России на рынках передового производства характеризуется недостаточным потенциалом для устойчивого долгосрочного развития».
Согласно другим выводам — Исследовательской службы Европейского парламента (EPRS) в докладе за 2015 г., Россия отстала в экономическом развитии от стран Западной Европы на 50 лет, и маловероятно, что в ближайшие годы этот разрыв сократится. По мнению авторов, Россия серьезно отстает от стран Западной Европы во многих отраслях, за исключением нефтегазового сектора. Напомним, что в 2019 г. глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что по производительности труда Россия отстала от развитых стран примерно на 40 лет.
Ряд аварий наших спутников произошел из-за отсутствия соответствующей микроэлектронной базы. У нас критическая зависимость от импорта в автомобильной, авиационной промышленности и многих других.
Износ инфраструктуры, ветхое жилье и плохие дороги
У нас имеется критическая проблема износа коммунальных систем, которая оценивается в 60%, а в ряде регионов этот показатель достигает 70%. По оценкам Минстроя, в ремонте нуждаются почти 50 тысяч километров тепловых магистралей и 328 тысяч километров водопровода. Согласно оценкам ИНП РАН, к 2040 году общий объем ветхого жилья достигнет 270 млн. кв. м, из них 162,8 млн. кв. м предполагается выводить из эксплуатации. Особенно большая проблема – старые деревянные дома – бараки прошлого века.
Средняя стоимость кв. м жилья в России 97 547 рублей, следовательно, речь идет о сумме около 16-20 трлн. руб. Для замены изношенных сетей ЖКХ необходимо до 20 трлн рублей. По мнению Марата Хуснуллина, в развитие строительной отрасли и ЖКХ нужно вложить 150 трлн. руб. до 2030 года. А проблемы дамб, которые показали наводнения 2024 г.?
А наши дороги? В южных, а также в ряде важных направлений (Питер, Казань) сейчас построены или строятся прекрасные дороги. Однако, как считает министр транспорта, состояние федеральных дорог деградирует, постепенное снижение качества магистралей наблюдается с 2020 года. В июне 2022 г. Правительство России решило направить на строительство дорог 13,2 трлн. руб., в 2024 г. эта сумма была увеличена до 14 трлн. руб. до 2028 г.
Восстановление «новых территорий»
Нужно не только ликвидировать ущерб от боевых действий и ударов ВСУ, но и перезапустить экономику: восстановить разрушенные предприятия, построить новые. Людям надо четко показать, что возвращение в Россию — это новые возможности, работа и повышение уровня жизни. Это также возможность дать сигнал для Украины о том, что путь в Европу — это тупик.
Мариуполь 2022, до восстановления
Но там не всё так гладко. Как написал в июле 2023 г. Олег Царев в своем телеграм-канале:
«Был в Мариуполе. Город строится. Любо-дорого смотреть. Но при этом строительные компании нанимают мигрантов, город заполнен ими. Армия мигрантов. Зарплаты у мигрантов очень хорошие. А местных на работу не берут. Местные сидят на субсидиях. Без денег. В Мариуполе трудовой народ. Заводы стоят. Работы в городе нет. Было бы правильно, чтобы люди сами восстанавливали свой город. Дайте людям работу!»
Минимальные расходы на восстановление новых территорий оцениваются примерно в 5 трлн. руб. А если будут еще новые, вся Украина, кроме Западной? Недавно Всемирный банк оценил восстановление Украины в $500 млрд, т. е. примерно 50 трлн. руб. Цифры сопоставимые.
Новая Армия России
России не хватает армии для защиты протяженных границ – упование на ядерное оружие – ошибочная стратегия, НАТО будет вести войну обычным оружием, и этого будет достаточно. Курск – это привет из 90-х и реформ Сердюкова. Нам нужна армия численностью около 3 млн. чел. В частности, в 2023 немецкое издание Bild оценивало, что РФ может, если пожелает, увеличить свою армию до трех миллионов человек. Такую же оценку давали ряд наших военных аналитиков. Как сообщил Минфин, в 2024 году расходы на оборону предложено увеличить почти на 70% относительно 2023-го, до 10,77 трлн рублей. Однако при увеличении численности армии в 2 раза наши расходы также должны возрасти как минимум в 2 раза, достигнув 22 трлн. руб. Совершенно ясно, что наш текущий бюджет и нынешняя конструкция финансовой системы позволить себе это просто не может.
Демография и бедность « глубинки»
Смотря на то, как развиваются крупные города, Москва, Питер, курортные города, строятся новые дороги, жилье, кажется, что картина просто прекрасна. Но в регионах, где нет сырья, нефти, газа и зерна, где нет денег – ситуация сложная. Старые предприятия в основном уничтожены, работать негде. Есть места, где как будто была война.
И наибольшая доля демографического ущерба приходится именно на ключевой, русский этнос. Когда люди не чувствуют свою нужность, нет работы или мало денег, матери не будут рожать детей. Но и субсидии на детей, хотя лучше, чем ничего, но не решат проблемы. У нас нет таких традиций, как в Азии. Выход – в восстановлении отстающих регионов, в создании национальной промышленности и передаче льготного (бесплатного) жилья для семей с детьми.
Но, как ни странно, Минфин предложил сократить прогнозы трансферта из бюджета на выплату маткапитала в 2024–2026 годах на 17%. В 2023 году на выплату материнского капитала в федеральном бюджете было выделено 551,3 млрд руб. В 2022 г. фактические расходы на маткапитал составили 382 млрд руб. (на 4,3% меньше по сравнению с предшествующим годом). При этом расходы бюджета в 2022 году – 31,11 трлн руб., что дает оценку 1.2%! Для страны, которая находится в состоянии демографической катастрофы, такая политика выглядит крайне странной.
Для роста населения надо добиться роста рождаемости в районе 0.5-1 млн. детей в год. Ранее автор посчитал, что для решения проблемы – наоборот, нужно резко повысить маткапитал, чтобы семья с двумя детьми могла бы бесплатно (или с очень большой скидкой – не менее 50% в зависимости от дохода) получить двухкомнатную квартиру, а семья с 3 – трехкомнатную, 4 и более детей – четырехкомнатную (или аналогичные площади в коттеджах). На эти цели нужно около 2.5 трлн. руб. в год, или 6.7% от бюджета. Теперь сравните эту сумму с деньгами, которые утекли через каналы коррупции в старом министерстве обороны согласно «утечкам» по аудиту Белоусова: и все станет ясным.
Удвоить ВВП: а нам слабо? Считаем, сколько нужно денег
Согласно учебникам, ВВП — это показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг. Или ВВП = конечное потребление + валовое накопление капитала (инвестиции) + государственные расходы + чистый экспорт (экспорт − импорт; может быть как положительным, так и отрицательным). Основной драйвер роста ВВП — инвестиции.
Как заявил глава Минэкономразвития в 2018 г.: «Международные сопоставления показывают, что устойчивому на длительном промежутке времени темпу роста на уровне 3–3,5% соответствует доля инвестиций 25–27%». Тогда же была поставлена задача увеличения доли инвестиций от ВВП к 2024 г. до 25,2%. Реально в 2023 г. она достигла около 20%.
По программе С. Глазьева при грамотном использовании конкурентных преимуществ РФ есть возможность развивать российскую экономику с темпом не менее 8% прироста ВВП в год в ближайшие 5 лет и не менее 6% в последующем, наращивая инвестиции в основной капитал с темпом не менее 15% в год.
Попробуем оценить потребность в инвестициях при удвоении ВВП за 10 лет со средним ростом экономики в 7%. Инвестиции в 2023 г. составили 34,036 трлн. руб. Это означает, что при удвоенном ВВП в 2034 г. — 292 518,9 трлн. руб. (2023 — 138 973,6 трлн. руб.) — инвестиции в ОК даже при норме 20% составили бы огромную по нынешним понятиям сумму в 58 трлн. руб. при норме 20%. Суммирование за 10 лет даст сумму инвестиций в развитие — абсолютно невероятную сумму около 470 трлн. руб. (!)
По данным Росстата (Наличие основных фондов по полному кругу организаций (по полной учетной стоимости, млн рублей) 1990–2023 гг.), в 2023 г. стоимость основных фондов экономики РФ составляет около 459,1 трлн руб., отдача по ВВП порядка 37%. Если бы стояла задача удвоить ВВП при текущей структуре и эффективности экономики, фонды надо просто увеличить вдвое, вложив еще 450 трлн руб. (а с учетом обесценения денег – еще больше). Но ВВП можно нарастить за счет отраслей, имеющих повышенную отдачу, в том числе за счет наращивания промышленного производства, развития IT, инновационных направлений: речь может идти о вложениях еще около 300–350 трлн руб.
В книге Алексея Апанасенко «Доктрина рывка экономики России» (2019) автор предлагает решение проблемы развития за счет создания анклавов ускоренного роста с концентрацией инвестиций в основной капитал 1–2 млн высокотехнологичных рабочих мест в 30–50 тыс. инновационных малых предприятиях, что дает рост ВВП на 9–12% в год и его удвоение каждые 6–7 лет. Автор прав, нам нужна своя «силиконовая» долина. Но всего этого мало – главное – это масштабное развитие промышленности.
Всего на модернизацию России, включая вышеописанные расходы на инфраструктуру и военные расходы, нужно 450–500 трлн руб. (или 4–5 трлн долл.) в течение 10 лет. Ну и где их взять при бюджете в 36 трлн руб.? Вот почему у нас про большой скачок никто не говорит: у системы нет таких возможностей.
В России полно народа, у которого нет нормальной работы, особенно в регионах. У нас море ресурсов для строительства и инвестиций: ничего покупать не нужно. Чтобы это закрутилось, как в СССР, нужны просто деньги, которые, как известно, Госбанк СССР просто печатал с весьма впечатляющей скоростью, наращивая денежную массу 24% в год, показывая невероятные темпы роста в 13,8%, перевыполняя пятилетку за пятилеткой, при том, что весь мир лежал в тисках Великой Депрессии. И что нам мешает? Оказывается – все! По мимо необходимости огромной суммы инвестиций в стране нужно срочно решать проблему коррупции, которая тянет нас в глубокое дно. И здесь тоже полезен опыт трехконтурной финансовой системы СССР, в которой масштабы нынешнего казнокрадства были просто невозможны.
«Маленький бюджет» для большой страны
Мы видим, что наш бюджет не имеет адекватных ресурсов для нашего развития. Посмотрим, что происходит в мире. Согласно данным по отношению величины бюджета стран к ВВП (Википедия, Всемирный Банк), в мире этот показатель для 200 стран в среднем составляет 32%. Для лидеров мировой экономики — около 35%, а для наиболее бедных стран, таких как Камерун, Зимбабве, Туркменистан, Гватемала, Нигерия и пр., он значительно ниже и составляет около 16%.
Смотрим, что у нас. За 2023 — ВВП номинал 171 трлн. руб., бюджет 36 трлн. руб., получаем чуть больше 21%. Если оценить наш бюджет по среднему отношению к ВВП для развитых стран, он должен быть почти в два раза больше — огромные 62 трлн. руб. (!).
Почему это происходит — проблема в низком налогообложении ВВП или низкой социальной ответственности бизнеса, в т. ч. за счет уровня налогов на физлица. Сейчас этот вопрос постепенно начинает решаться. Точно такая же проблема была в Царской России, апологеты которой «гордились» ее низким уровнем налогообложения, заполнявшейся «спаиванием» народа. Другая проблема — вывоз капитала.
Смотрим обратную сторону финсистемы. Как заявил «КП» эксперт по оффшорам на «условиях анонимности», по данным на 2021 г. на офшорных счетах крутятся до 2 трлн евро (!) российских денег, т. е. из страны в рублях было вывезено около 200 трлн. руб. — 1,32 ВВП за 2022 г. (151,45 трлн. руб.). Чтобы бы было, если бы эти деньги эти 32 года вкладывались в развитие производства и технологий? Расхищено 40% суммы на модернизацию России.
Согласно оценкам автора, либеральная модель за счет «медленного» темпа развития (в среднем менее 1% за 33 года) привела к колоссальному ущербу развития страны, которое при возможности среднего темпа роста в 2% составляет примерно «утерянные» 8,5 ВВП 2021 (!) или 794,946 трлн. руб. — около 9 трлн. долл.
Почему «удвоение» элитам не нужно ?
Почему Правительство упорно уходит от директивных планов по ускорению развития, которые существовали в СССР, Китае? Теперь даже Казахстан в 2024 г. ставит задачу удвоения ВВП за 10 лет. Хотя мы перешли к планированию, происходящее, как сказал бы Гумилев, полностью лишено пассионарности: времена Петра или И. Сталина кончились. Общество не видит, что государство чего-то хочет и куда-то нас ведет: а для страны, наследницы СССР, это крайне важно. Деньги любят тишину: так и есть. Для государства есть «обратная» сторона.
Такое «созерцание» уже было в Царской России. В 2003 году В. Путин поставил перед правительством задачу удвоить ВВП страны за десять лет, что было достигнуто только в 2018 г., т. е. значительно позже. В 2018 г. Президент заявил о необходимости увеличить ВВП в 1,5 раза к 2025 году, а годовой объем инвестиций должен достичь 27 процентов ВВП, но эта задача пока не стала мейнстримом.
В феврале 2024 г. в послании Федеральному собранию Президент добавил:
«Мы ставим цель: к 2030 году объем инвестиций в ключевых отраслях должен прибавить 70%»
В 2021 г. на полях ПМЭФ миллиардер Олег Дерипаска предложил свой способ удвоения ВВП России за 10 лет. «У нас 110 трлн [руб.] нашего ВВП. Я считаю, 10 лет стабильности позволят нам в 2,5 раза увеличить наш ВВП в рублях». Программа следующая: увеличить российский рынок облигаций с 30 трлн руб. до 70 трлн руб. Второе – развитие рынка капитала по примеру Кореи, Китая, Ближнего Востока, которые прошли уже прошли этот путь, «и мы в состоянии пройти», несмотря на санкции. Третье: «Приоритет для нас — это быстрые скоростные грузовые дороги, которые позволят соединить Европу и Азию».
Сейчас мы могли бы занять займы только в юанях, но ЦР прошла этот путь, и он не был позитивным. Однако и эта «инициатива» не нашла отзыва в Правительстве. Почему?
Ответ прост. Нашим сырьевым элитам совершенно не нужно такое развитие, поскольку рост реальной экономики и производства отбросит весь сырьевой сектор на второй план! Элиты хотят быть как Аргентина, но не как СССР или Китай.
Как пишет академик Глазьев в своей последней программе развития страны:
«Нынешнее состояние государства и общества не позволяет проводить предлагаемую нами эффективную политику социальной справедливости и экономического роста… Она не реализуется не потому, что неизвестна руководителям государства, а вследствие доминирования не общенациональных, а частных интересов власть предержащих при принятии решений, затрагивающих структуру распределения национального богатства и дохода. Без очищения государства от коррупции, а рынка от организованной преступности и произвола монополистов эффективную экономику и справедливое общество построить невозможно».
Вторая и главная причина – Банк России сейчас не может (и не хочет), как СССР, включить печатный станок по множеству причин, рассмотренных нами в следующем материале. Для удвоения экономики ежегодный темп роста должен быть порядка 7%, такие темпы сейчас имеет только Индия.
Почему мы боимся рассуждать на темы о присоединении Украины (кроме ее западной части). Да потому что эти процессы запустят конец системы: для восстановления нужно будет использовать опыт СССР.
И все таки: Сталин смог, а нам слабо?
В ноябре 2023 на Русском экономическом форуме в Челябинске академик С. Глазьев предложил программу модернизации экономики, в которой говорится:
«Пока российская экономика не утратила конкурентные преимущества, обладает значительным научно-техническим потенциалом и наше технологическое отставание не стало необратимым, мы еще имеем возможность выбирать варианты будущего развития страны. Наш выбор – безотлагательная модернизация и опережающее развитие экономики на основе нового технологического уклада, мобилизация научно-производственного, интеллектуального и ресурсного потенциала в целях обеспечения роста благосостояния граждан России»
Свою программу индустриализации предложил председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России К. Бабкин, который имеет успешный опыт развития промышленности, в частности производства отличных комбайнов («Ростсельмаш»). Суть предлагаемой им стратегии развития:
«…в создании условий для новой индустриализации, производства несырьевых товаров. Экономическая политика должна выстраиваться на трех китах: стимулирующих инвестиции налогах, протекционизме во внешнеторговой сфере и мягкой кредитно-денежной политике»
Но вот уже в июле 2024 в Минпромторге заявили о необходимости новой индустриализации. По мнению первого замглавы Минпромторга Василия Осьмакова:
«Ее частью станет запуск масштабных проектов «длиной» в 10–20 лет, не всегда окупаемых для бизнеса, но значимых для техсуверенитета страны. В том числе по созданию целых отраслей: например, в радиоэлектронике, химии, станках, беспилотниках»
На самом деле, все окупится, причем многократно.
«Суть промышленной политики… в достраивании тех критических производственных цепочек, которые необходимы для обеспечения национальной безопасности и роста благосостояния граждан (через повышение экономической эффективности). До 2022 года, когда мы были полностью интегрированы в глобальный рынок, эта задача успешно решалась путем замещения недостающих сегментов импортом. Но сейчас, в новых условиях, мы не можем себе такого позволить – уровень технологической самодостаточности должен быть другим. И для этого нужна полноценная новая индустриализация».
Насчет успешно – очевидно, что это было серьезной ошибкой.
Однако эта инициатива тоже не вызвала сильного «эха». И все же: Сталин смог, а нам слабо? Если Сталину по импорту потребовалось около 2 млрд. долл., то нам нужно примерно 4–5 трлн. долл. или 400–500 трлн. руб.
В 2019 по оценкам Минфина российские предприниматели готовы были инвестировать в нашу экономику около 1 трлн. долл., в 2008 г. первый вице-премьер РФ Сергей Иванов давал оценку модернизации инфраструктуры российской экономики также в 1 трлн. долл.
Итак, 100, может быть, 150 трлн. может вложить частный сектор. В 2023 Минфин планировал привлечение средств россиян для инвестиций в экономику в размере 40 трлн. руб. сбережений населения. Расширение объема банковского кредитования при нынешнем уровне закредитованности (банковский мультипликатор около 6) или, как говорит ЦБ, «перегрева» также не главный источник. Итак, почти 200, осталось найти 300. Что-то даст бюджет (см. перечисленное выше). Но это не все. Как видим, без участия государства проблема не решаемая. Но главный вопрос: откуда взять деньги? Об этом в следующем материале.
Автор: Александр Одинцов