Мантры о необходимости дедолларизации российской экономики со стороны властей я уже слышу многие годы. Иногда к ним присоединяется даже Центробанк. Но мантры эти окончательно девальвировались, в них уже никто не верит.
Вместе с тем власти (Государственная Дума и правительство) вкупе с Центробанком время от времени принимают решения, которые, наоборот, способствуют долларизации экономики. По крайней мере, препятствуют снижению зависимости России от валюты США.
Изгнание золота
Ярким примером такой двуличности государственных и денежных властей России по вопросу долларизации экономики является их отношение к золоту. Хотя в 70-е годы прошлого века на Ямайской международной валютно-финансовой конференции золото вроде бы было изгнано из мира денег (такое изгнание было названо «демонетизацией золота»), этот металл де-факто мир денег не покидал. А сегодня, в условиях стремительно приближающегося краха доллара США (да и многих других так называемых «резервных» валют), золото всё более уверенно напоминает о себе как о реальной альтернативе всей этой денежной макулатуре.
Примечательно, что в наше сложное время Россия оказывается в более благоприятном положении, чем большинство других стран мира. Почему? Потому, что она входит в группу ведущих золотодобывающих государств. По итогам 2019 года объём добычи золота в РФ составил, по данным Всемирного совета по золоту, 329,5 т. По этому показателю наша страна заняла второе место в мире после Китая, у которого добыча драгоценного металла в прошлом году равнялась 383,2 т. Для интереса приведу страны, следующие в мировом рейтинге после России (добыча золота, т): Австралия – 325,1; США – 200,2; Канада – 182,9; Перу – 143,3; Гана – 142,4; Южная Африка – 118,2.
Масштабная добыча драгоценного металла в России способна обеспечить растущий в последние годы спрос разных секторов экономики и разных участников рынка в золоте. Прежде всего, спрос со стороны денежных властей для накопления золотого запаса в составе международных резервов РФ. Кроме того, спрос ювелирной промышленности. Наконец, спрос со стороны инвесторов – как институциональных (банков, фондов, иных финансовых организаций), так и физических лиц. Россия находится в выигрышном положении по сравнению с большинством других стран мира, в которых промышленности, инвесторам и денежным властям спрос на золото приходится удовлетворять за счёт закупок драгоценного металла на мировом рынке. Тем не менее, многие страны наращивают импорт золота, тратя на это доллары США и другую иностранную валюту. В России имеется возможность удовлетворять спрос за счёт рублей.
Золотой запас
Да, в тяжёлые 1990-е и в нулевые годы добыча золота в России была поменьше, да и та в значительной своей части уходила за границу. Как напрямую от российских золотодобытчиков, имевших экспортные лицензии, так и через коммерческие банки, которые закупали добываемое золото, а затем перепродавали его за границу. В нынешнем десятилетии ситуация стала выправляться. Прежде всего, за счёт того, что существенную и постоянно растущую часть добываемого золота стал закупать Центральный банк. Это было правильно во всех смыслах. С помощью золота можно было постепенно замещать доллар США и другую иностранную валюту. Медленно, но всё-таки последовательно проводилась дедолларизация международных резервов Российской Федерации. Закупки при этом осуществлялись с помощью печатаемых Банком России рублей, и эти рубли были намного лучше обеспеченными деньгами, чем рубли, выпускаемые под закупку иностранной валюты (будущее которой уже в этом десятилетии вызывало большие вопросы).
Физический объём золота в международных резервах в последние годы неуклонно рос: на начало 2007 года запасы золота составляли 402 тонны, а на начало 2020 года – 2 270,6 т. Как видим, за период 2007–2020 гг. физический объём золотого резерва РФ вырос в 5,65 раза. Абсолютный прирост составил почти 1 870 тонн. Среднегодовая добыча драгоценного металла в этот период находилась примерно на уровне 250 т. Получается, что Центробанк за тринадцатилетний период закупил примерно семь с половиной среднегодовых добыч драгоценного металла. Можно смело сказать, что Центробанк очень серьёзно помог отечественным золотодобытчикам. Конечно же, его закупки стимулировали наращивание годовых объёмов добычи. В 2007 году в России было добыто 161,6 т, а в 2019 года объём добычи (329,5 т) уже был в два с лишним раза выше.
Остальная добыча золота в указанный период времени потреблялась ювелирной промышленностью и шла на экспорт. Ведущие российские экономисты, ряд чиновников правительства и «народных избранников» (депутатов Государственной Думы) справедливо говорили, что закупки золота Центробанком следует дополнить созданием отечественного рынка драгоценного металла, на который могли бы выходить как институциональные инвесторы, так и обычные граждане (физические лица).
Инвестиции в золото – закупки металла на сравнительно длительный срок с расчётом на получение прибыли или просто для сбережения (сохранения стоимости, капитала). Инструментами инвестиций в золото служат стандартные слитки.
Во многих странах имеют хождение мерные слитки собственных стандартов (по весу и пробе), с массой от 1 до 1000 грамм (есть такие и в России). А также так называемые «лондонские» слитки – отлитые в соответствии с международным стандартом LBMA Good Delivery bars массой 11–13,3 кг. Это самый распространённый инструмент: в истекающем десятилетии, по данным ВСЗ, в мире ежегодно приобреталось около одной тысячи тонн золотых слитков, что составило около 60% от всего объёма инвестиций в золото.
Этот инструмент принято называть инвестициями в физическое золото: инвестор покупает конкретный (как правило, нумерованный) слиток и именно данный слиток является его собственностью. Разновидностью инвестиций в физическое золото является также покупка инвестиционных монет.
Имеется также ряд инструментов инвестиций в так называемое «обезличенное» золото. Это сделки, в которых требования инвестора привязываются к золоту. А его контрагент выполняет свои обязательства чаще всего не с помощью золота, а в денежной форме. Самый популярный инструмент подобного рода сегодня – сертификаты ETF, привязанные к рынку золота. ETF – Exchange Traded Fund, что в переводе означает «торгуемый на бирже фонд», или проще, «биржевой фонд».
В мире сегодня растёт число специализированных биржевых фондов, привязанных к золоту. Обычно к сертификату золотого ETF привязана одна или 1/10 унции драгоценного металла, размещённая в специальном хранилище.
Банки во всё больших масштабах предоставляют такую услугу клиентам (как юридическим, так и физическим лицам), как открытие обезличенных металлических счетов (ОМС), что является альтернативой обычным банковским депозитам. Профессионалы-финансисты к инвестициям в золото также причисляют производные финансовые инструменты (ПФИ), привязанные к золоту (золотые фьючерсы) и акции в золотодобычу.
Теперь вернёмся к России. Большинство этих инструментов до сих пор в России являются экзотикой. Каких-то инструментов нам, по моему мнению, вообще не надо. Например, ПФИ в мире лишь формально значатся как инвестиционные инструменты, а фактически это инструменты спекулятивной игры. Золотые ПФИ не только не решают стратегические задачи страны, но, наоборот, осложняют их решение.
Мантру о необходимости создания полноценного рынка золота в России я слышу уже примерно три десятка лет (она начала звучать ещё на закате СССР). Главное препятствие для этого – налог на добавленную стоимость (НДС) при купле-продаже драгоценного металла. Его ставка применительно к золотым сделкам равняется 20%. Это анахронизм на фоне многих других стран мира, где такого налога вообще никогда не было или же он был давно отменён.
У нас чиновники очень любили (да и сейчас ещё любят) ссылаться на европейский опыт. Так вот в Европейском союзе 22 года назад была введена Директива Совета ЕС 98/80/EC от 12 октября 1998 г., которая обязывала все страны-члены Союза отменить НДС на все операции с золотом не только в рамках своих государств, но и всего Союза.
28 ноября 2006 года указанная директива была сменена новой: «Об общей системе налога на добавленную стоимость» (Директива 2006/112/ЕС). Там дублировались положения о свободном (безналоговом) обращении золота в пределах Европейского союза. Согласно п. 53 преамбулы Директивы 2006/112/ЕС «применение обычных норм о НДС к золоту создаёт существенное препятствие для его использования в целях финансового инвестирования и, таким образом, оправдывается применение к обороту золота специального налогового режима с целью повышения международной конкурентоспособности рынка золота ЕС». При этом согласно п. 53 преамбулы Директивы 2006/112/ЕС реализация золота для целей инвестирования, по существу, тождественна иным видам финансовых вложений, освобождённым от НДС.
Увы, подобные позитивные примеры развития рынка золота за рубежом денежными властями России были проигнорированы. Отмена НДС открыла бы новые возможности для физических и юридических лиц в России, загнанных в очень узкий спектр «финансовых услуг». Это с точки зрения «шкурных» интересов граждан и бизнеса. Но, что ещё более важно, при этом бы решалась стратегическая задача дедолларизации экономики: граждане и бизнес стали бы активно из доллара уходить в золото. Я уже не говорю о том, что появились бы дополнительные мощные стимулы развития отечественной золотодобычи, которую смело можно отнести к стратегически значимым отраслям («валютный цех» страны).
Вместо очевидной и простой отмены НДС получилась многолетняя изматывающая борьба ряда депутатов Государственной Думы и стоящих за ними золотодобытчиков, граждан, компаний с правительством. Более конкретно – с Минфином, который из года в год повторял одну мантру: отмена НДС приведёт к сокращению бюджетных доходов. Смешной аргумент, поскольку из-за налогового барьера операции с золотом были очень незначительными и доходы в бюджет в виде НДС были минимальными.
«Китайская стена» на рынке золота в виде НДС держала инвестиции в золото на уровне плинтуса. Так, при производстве 307 тонн золота в 2017 году частный инвестиционный спрос составил только 4 тонны (1,3% от производства). Для сравнения: в том же году в Китае при добыче 453,5 тонн золота частный инвестиционный спрос составил около 280 тонн (61% от добычи).
Один барьер обороны Минфина удалось сломать в прошлом году.
В конце июля 2019 г. Путин подписал закон об освобождении от НДС банковских операций с драгоценными металлами. Согласно закону, от НДС освобождаются операции по привлечению драгоценных металлов граждан и юридических лиц во вклады (за исключением монет из драгоценных металлов), по размещению привлечённых драгоценных металлов от своего имени и за свой счёт, по открытию и ведению банковских счетов в драгоценных металлах, а также по осуществлению переводов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах.
Летом прошлого года была предпринята попытка сломать второй рубеж обороны Минфина. Группа членов Совета Федерации во главе с сенатором от Ростовской области Евгением Бушминым внесла в Государственную Думу законопроект, отменяющий большинство налогов на операции с золотом для физических лиц. В первую очередь, НДС на золото, которое изымается гражданами из банка. В сопроводительной записке к законопроекту отмечено, что отмена НДС при выводе золота из банков приведёт к тому, что инвестиционный спрос физических лиц на золото подскочит с 3-4 т в год до 50 тонн.
Считаю, что на сегодняшний день эта оценка заниженная. В настоящее время, когда доллару и другим валютам и в мире, и в России никто не доверяет, спрос физиков был бы не меньше, чем спрос физиков в Китае. Т. е. всё золото, которое бы не купил Банк России в свои резервы, было бы моментально скуплено населением. По моим экспертным оценкам, на руках граждан России наличных долларов от 50 до 80 млрд долл. Этого хватит на то, чтобы скупить несколько годовых добыч драгоценного металла в России. Про рублевые накопления россиян «под матрасом» и на банковских счетах я уже не говорю.
Увы, второй барьер преодолеть не удалось. В конце января этого года упомянутый выше законопроект был заблокирован Минфином и «его людьми» из Государственной Думы (конечно же, депутатами от фракции «Единой России»). В официальном сообщении правительства сообщалось, что Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности не поддержала законопроект об освобождении от налога на добавленную стоимость (НДС) операций по реализации драгоценных металлов в слитках с целью «создания альтернативного доллару США средства накопления населения».
В отношении установления освобождения от НДС операций по реализации аффинированных драгоценных металлов без условия помещения таких металлов в хранилища следует отметить, что, согласно основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, освобождение от налогообложения НДС таких операций может быть реализовано при условии создания и обеспечения функционирования автоматизированной системы прослеживаемости оборота драгоценных металлов, предотвращающей реализацию металлов в слитках на производственные цены,
– говорится в документе.
Далее уточняется: «В связи с этим предложение о внесении в Налоговый кодекс изменения, предусматривающего освобождение от НДС операций по реализации драгоценных металлов в слитках вне зависимости от помещения этих слитков в хранилище Центрального банка РФ или хранилища банков, является преждевременным. Правительством РФ законопроект в представленной редакции не поддерживается». Опять в документе и в выступлениях чиновников Минфина звучала мантра: мол, бюджет недополучит доходы в случае отмены НДС. Эксперты показали, что всё с точностью до наоборот: отмена НДС будет стимулировать добычу драгоценного металла, бюджет получит значительную прибавку в виде дополнительного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
И вот последнее значимое событие из «золотой хроники» России. В конце июня после его подписания президентом РФ в России вступил в силу закон о повышении контроля за оборотом золота. Официально этот нормативный акт называется: федеральный закон от 23 июня 2020 г. N 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Не вдаваясь в детали, отмечу: закон нацелен на достраивание электронно-цифрового концлагеря, в части, касающейся золота. Архитекторы такого концлагеря прекрасно понимают, что золото может оказаться «дырой» в конструкции электронно-цифрового колпака, поэтому наводят строжайший порядок в сфере оборота и владения драгоценным металлом. Минфин говорит: мол, когда создадим надёжную систему контроля, тогда и вернёмся к разговору о полной отмене НДС на золото.
Итак, история с НДС на операции с золотом высвечивает истинную сущность российского Минфина: во-первых, своей жёсткой позицией по этому налогу он не даёт провести быструю и эффективную дедолларизацию экономики; во-вторых, под предлогом «наведения порядка в налоговой сфере» выстраивает жёсткий цифровой контроль над золотом граждан России. Я вообще не исключаю, что за этим может последовать ещё одна «золотая инициатива» Минфина: провести конфискацию золота граждан. Благо на этот счёт имеется уже «международный опыт»: в 1933–1934 гг. американский президент Франклин Рузвельт быстро и эффективно провёл подобную конфискацию. И всё золото оказалось в американском казначействе. Читай: в руках «хозяев денег».
Я успел написать только о том, как против дедолларизации российской экономики (а заодно и против России в целом) играет Минфин. Не менее эффективно на стороне Минфина в последнее время стал играть также Банк России. Но об этом в следующей статье.
Катасонов Валентин Юрьевич