Русские Вести

Сергей Глазьев — доллары для нас потеряют ценность


Нежелание России следовать в фарватере директив «Вашингтонского обкома» вызвало агрессивную реакцию Белого дома. Нашей стране угрожают сокрушительными по своим масштабам и последствиям санкциями, которые должны поставить нас на колени, лишить всякого желания самостоятельно определять свою судьбу. При этом следует иметь в виду, что вопреки ожиданиям «мирового жандарма» активное сопротивление и комплексная программа противодействия угрозам и санкциям со стороны Запада может оказать радикальное оздоровительное воздействие на российскую экономику, укрепить её суверенитет, дать импульс к качественному совершенствованию и развитию. Сама эта перспектива, похоже, очень пугает инициаторов санкций против России, а также «пятую колонну» их негласных сторонников в нашей стране. Эту ситуацию журнал «Однако» попросил прокомментировать одного из авторов российской программы ответных действий академика РАН Сергея ГЛАЗЬЕВА.
Сергей Юрьевич, во многих СМИ, в частности, в газете «Ведомости», появились комментарии ваших предложений относительно ответных мер на экономические санкции против России. Что это за предложения и почему они вызвали такой переполох в либеральных СМИ?
— Вы хотите сказать — западных СМИ? Я с удивлением услышал об этих комментариях в газете «Ведомости», которая, как известно, издаётся совместно с Wall Street Journal и Financial Times и оттуда же контролируется. Да и сами комментаторы, во всяком случае, о которых я слышал, хорошо известны своей проамериканской позицией.

Вы имеете в виду Кудрина, который заявил, что ваши инициативы страшнее самих санкций?

— Рупор англо-американской финансовой олигархии — журнал Euromoney — неоднократно объявлял его лучшим министром финансов и лучшим председателем Центрального банка в мире. При Кудрине российская денежная система была жёстко привязана к доллару — эмиссия рублей шла исключительно под покупку американской валюты. Фактически он сделал российскую экономику финансовой колонией США — расширение кредита было возможно только под покупку обязательств США и их союзников по НАТО. Тем самым мы кредитовали их государственные расходы, а свою экономику — только постольку, поскольку она экспортировала нужные им товары. Кудринская политика была исключительно выгодна США и ЕС — объём ежегодного финансового трансферта в их пользу за наш счёт достигал 100 млрд долларов.

На каких расчётах основаны эти оценки?

— Считайте сами. Вследствие жёсткой привязки эмиссии рубля к приросту валютных резервов наша денежная система была лишена внутреннего источника кредита. Она обслуживала только валютный рынок и налогово-бюджетную систему. Мы вкладывали свои нефтедоллары в покупку долговых обязательств США и ЕС, а наши корпорации вынуждены были там же привлекать кредиты. Только на разнице в процентных ставках мы теряли от такого кругооборота капитала до 30 млрд долларов ежегодно. Ещё 50–70 млрд долларов уходило в офшоры, из которых лишь половина возвращалась обратно как иностранные инвестиции. От 20 до 40 млрд долларов страна теряла на незаконной утечке капитала из-за принципиального нежелания наших денежных властей заниматься валютным контролем. Из России кудринская политика сделала дойную корову долларового финансового рынка, за что ему американцы, конечно же, весьма благодарны. В совокупности за два десятилетия российская подпитка долларовой финансовой системы составила около триллиона долларов. И всё это время наша экономика испытывала жесточайший денежный голод, следствием чего стала её деградация и сырьевая специализация.

Поэтому вы предлагаете отказаться от доллара?

— Это не я предлагаю, а американский президент грозит нам отказаться от обязательств США перед Россией. Экономические санкции означают, прежде всего, замораживание финансовых активов. В случае реализации угроз все деньги российского государства, а также подпадающих под санкции физических и юридических лиц, контролируемые американскими денежными властями, будут арестованы. Теоретически это деньги на долларовых счетах во всех банках мира. Согласитесь, что в этом случае доллары для нас потеряют свою ценность — на них ничего нельзя будет купить, так как соответствующие счета просто не будут работать.

Почему же глава Центробанка Эльвира Набиуллина сказала, что отказ от долларов — это из области фантастики?

— Многие наши почитатели американской монетаристской школы настолько буквально уверовали в долларовый мир, что не представляют, как можно жить без долларовых счетов и обменников. Ведь наш Центральный банк под их руководством превратился в своеобразный обменник: вместо создания механизма кредитования экономики Банк России ограничил своё участие в экономической политике эмиссией рублей для покупки долларов. И в случае если США арестуют все российские долларовые активы, то они, наверное, сойдут с ума: обрушится базовая для них система координат, в которой доллар задаёт масштаб всему. Символично, что наш ЦБ, подобно филиалу ФРС США, котирует не доллар к рублю, а рубль к доллару. Если в любой суверенной стране котировки всех валют соотносятся к единице своей валюты (например, в Индии — к одной рупии, в Китае — к одному юаню, в Аргентине — к одному песо), то у нас, наоборот, котировка рубля соотносится к одному доллару. И если вдруг американцы запретят нам операции в своей валюте, мир для наших американоцентричных монетаристов рухнет — как если бы вдруг Земля перестала вращаться вокруг Солнца и улетела в другую галактику.

А если не только американцы, но и другие эмитенты мировых валют введут санкции, аналогичные тем, которыми грозит Обама?

— Если к США присоединятся их союзники по НАТО, то к таким «запрещённым» для нашего использования валютам прибавятся деньги, номинированные в евро и в фунтах стерлингов. А если их примеру последует Япония, то и в иенах. Это будет означать конфискацию всех валютных резервов. Именно так США и ЕС поступили с деньгами Ливии, Ирака, Югославии. После замораживания активов эти страны были легко разгромлены вооружёнными силами, так как, во-первых, лишились значительной части сбережений, во-вторых, их экономика, критически зависящая от импорта, была парализована. Наконец, в-третьих, они задохнулись из-за невозможности экспортировать свою продукцию, что было необходимо для поддержания даже простого воспроизводства.

В этом списке нет Ирана…

— Против Ирана США и ЕС применили те же санкции плюс отключили его от SWIFT — международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей. Но к этим санкциям не присоединились Россия, Китай, Индия, многие другие страны. И хотя Иран несёт значительные потери, он выживает. Поэтому США совместно с ЕС хотят ввести санкции против России, а также пытаются принудить к этому Китай и другие страны. В противном случае ущерб для России от санкций не будет критичным. Более того, наши партнёры будут вынуждены покупать российские товары за рубли, а также принимать их в оплату своего экспорта.

Поэтому вы предлагаете перейти на расчёты в национальных валютах?

— Именно. Я предлагал это сделать много лет назад для повышения конкурентоспособности нашей экономики, но теперь это вопрос выживания. Согласитесь, если нам заморозят счета в долларах и евро, то в какой валюте нам вести расчёты за поставки наших товаров в ЕС, который остаётся нашим ведущим внешнеторговым партнёром? Немецкие бизнесмены со мной согласились, что в этом случае им остаётся только открывать счета в рублях, и банки ЕС должны предоставить им для этого возможность. Так, вследствие санкций мы сможем, наконец, создать московский международный финансовый центр. Наши западные партнёры будут вынуждены обращаться туда за получением кредитов в рублях, чтобы оплачивать импорт из России, а также открывать счета в рублях, чтобы принимать оплату за свой экспорт.

Больше всего наших либералов напугали ваши предложения по валютному контролю и деофшоризации экономики.

— Да, как будто они хотят не спасения наших активов, а наоборот, их скорейшей конфискации. Ведь мои предложения в этой сфере нацелены только на одно — сохранение сбережений российских предприятий и банков, которые могут быть в любой момент заморожены и арестованы. К сожалению, наша офшорная олигархия настолько прикипела к операциям по выводу доходов за рубеж, что все предложения в этом направлении воспринимает как посягательство на свою свободу распоряжаться полученными в России средствами. Эта свобода, правда, понимается ими как свобода от обязанности платить налоги и достойную зарплату, для чего, собственно, и используются офшоры, в которых ежегодно теряется сумма, эквивалентная примерно триллиону рублей неуплаченных государству налогов. Удивительно, что чиновники Минфина равнодушно относятся к этой ситуации, вместо того чтобы использовать общепринятые в мире нормы валютного и банковского контроля для защиты интересов государства и общества.

То есть фактически они покрывают противоправную деятельность по вывозу десятков миллиардов долларов за рубеж?

— Во всяком случае, речь идёт о тех людях, на которых ссылаются «Ведомости». Вместо того чтобы по существу проанализировать и ввести предлагаемые специалистами меры по пресечению незаконного вывоза капитала из страны, они «сливают» эти рабочие и во многом конфиденциальные предложения в англо-американскую газету с целью их дискредитации. Из контекста выхватываются отдельные фрагменты, дополняются специально выдуманными страшилками вроде «запрета инвалюты и закрытия обменников», после чего навешиваются ярлыки на оппонентов, чтобы представить их выжившими из ума ретроградами. Это любимые приёмы американского разведсообщества, широко используемые его агентами влияния в российских околовластных кругах.

В принципе, это стандартные приёмы идеологических диверсий и информационных войн. Но как это конкретно используется в отношении вас и ваших предложений?

— Возьмём, к примеру, упомянутую публикацию в «Ведомостях». Были вырваны из контекста и опубликованы фрагменты системы мер, предлагаемых учёными РАН для создания условий долгосрочного дешёвого кредита, необходимого для модернизации и роста экономики. Эта система включает меры по её деофшоризации и повышению эффективности валютного регулирования, без которых снижение ставки и расширение рефинансирования может обернуться дальнейшим оттоком капитала. Также предлагаются меры по защите нашей финансовой системы от потерь в случае применения санкций. Причём это именно защита, так как санкции инициируем не мы и они вводятся для того, чтобы нанести нам максимальный ущерб без какой-либо вины с нашей стороны. Как говорится в известной басне Крылова, «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Наверное, моим оппонентам хочется, чтобы наших активов американцы скушали как можно больше.

Вы имеете в виду ваши предложения по сбрасыванию государственных активов, номинированных в долларах и евро?

— Конфискации могут подвергнуться не только государственные активы. На Кипре по указанию еврочиновников деньги отобрали у всех клиентов лопнувшего банка. Наша офшорная олигархия уже столкнулась с угрозой утраты своих активов, заложенных под кредиты западных банков, в ходе финансового кризиса. Тогда по решению руководства страны им были предоставлены беззалоговые кредиты, что спасло их от банкротства. Но стоило кризису ослабеть, как вновь они полезли в долговую петлю к иностранным кредиторам. А всё потому, что Банк России так и не создал систему долгосрочного дешёвого рефинансирования коммерческих банков, которые без этого многократно проигрывают зарубежным конкурентам — как по ставкам, так и по условиям предоставления кредитов. Валютные ограничения нужно рассматривать не сами по себе, а в контексте всей предлагаемой системы мер по денежно-кредитной политике, ориентированной на финансовое обеспечение модернизации и развития экономики.

Но ведь часть ваших предложений уже реализуется: вводится российская платёжная система расчётов по банковским карточкам, обсуждается создание отечественной системы обмена межбанковской информацией, денежные власти озаботились угрозой отключения от SWIFT…

— Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Но в данном случае может оказаться слишком поздно. Все эти и другие предложения были сформулированы учёными РАН более десятилетия назад. За эти годы из-за некомпетентности и пассивности денежных властей российская финансовая система потеряла не менее полутриллиона долларов, бюджет недосчитался несколько триллионов рублей, а экономика утратила ряд важнейших отраслей наукоёмкой промышленности. Я уж не говорю о миллионах загубленных судеб, о людях, потерявших работу и возможности самореализации. Ортодоксальные монетаристы об этом не думают, для них следование догматам своей религии важнее. Центральное место в их догматике занимает непоколебимая вера в доллар США и подчинение «валютному правлению» американских денежных властей. Странно только, что они управляют не их, а нашей денежной политикой. Это и есть ахиллесова пята, делающая нашу экономику уязвимой от внешних шоков, включая произвол инициаторов санкций.

Источник: http://x-true.info/5588-sergey-glazev-dollary-dlya-nas-poteryayut-cennost.html