Нынешние реалии геополитики и геоэкономики диктуют государствам изобретать уникальные финансовые инструменты, способы вложения средств в экономику, а также хранения денег. Современное государство является большим механизмом, который должен быть сбалансированным и иметь козыри.
Об одном из таких козырей России я бы хотел рассказать сейчас
У всех на слуху нефтедобывающая компания "Сургутнефтегаз". По объему капитализации она занимает третьей место после "Роснефти" и "Лукойла". Тоже самое касается и объема добычи.
С приходом к власти Владимира Путина был взят курс на национализацию нефтяной отрасли. На 6 нефтяных компаний приходится 76% всей добычи. Из них только 2 формально никак не аффилированы с государством. Это "Лукойл" и "Сургутнефтегаз".
Роль "Лукойла" в этой конфигурации ясна и понятна. Компания является НОВАТЭКом в нефтедобыче, задача которой состоит в активной экспансии на международной арене. Формально частный статус помогает избежать санкций. Однако все понимают, что "Лукойл" следует политике Кремля. В противном случае он спокойно работал бы внутри России и не лез бы в Сенегал или Конго.
Однако роль "Сургутнефтегаза" (СНГ) с первого раза не понятна обывателю. Более того, информация об акционерах компании засекречена. Из 100% акций 20.98% вращаются на бирже. Кому принадлежат остальные - не ясно.
"Фронтменом" СНГ является Михаил Богданов. Его биография, начиная со второй половины 1990-х годов неразрывно связана с Владимиром Путиным. В 2016 году Богданов получил Звезду Героя труда РФ.
В 2018 году Богданов был включен в санкционный список США. Примечательно, что это произошло именно в 2018. То есть, спустя 4 года после украинских событий, когда был введен основной пакет санкций как против страны, так и против отдельных персон. Это значит, что Богданов пошел по совершенно другой истории.
Но самое главное заключается в другом. Капитализация "Сургутнефтегаза" составляет 1.63 трлн. рублей или же 22.6 млрд. долларов по текущему курсу. При этом, на счетах компании находится 52 млрд. долларов. Для понимания, ТОП мировых компаний с таким запасом кэша:
Microsoft - 136.6 млрд.
Berkshire - 128 млрд.
Alphabet (Google) - 121 млрд.
Apple - 106 млрд.
Facebook - 53 млрд.
Сургутнефтегаз - 52 млрд.
Amazon - 43 млрд.
Как видим, "Сургутнефтегаз" находится между крупнейшими транснациональными гигантами Facebook и Amazon.
Но зачем "Сургутнефтегазу" хранить такие огромные средства на счетах, не вкладывая их в развитие компании? Ответ очевиден. Задачей СНГ является не развитие нефтяной отрасли России (для этого есть ряд иных добывающих компаний), а обеспечение государству финансовой подушки безопасности в долларовом эквиваленте, которая не проходит по официальным государственным счетам.
Не ясно, тратятся ли деньги СНГ на какие-либо проекты. Например, схожая ситуация имеется с Роснефтегазом, который также аккумулирует средства. Правительство достает из подушки "Роснефтегаза" деньги в необходимый момент. Например, именно на них был построен Крымский мост (ни рубля бюджетных денег).
Но о тратах кэша "Сургутнефтегаза" мы можем только догадываться. Часто появляются сообщения о том, что тот или иной инфраструктурный проект был профинансирован за счет "безвозмездных поступлений". Источник не раскрывается. Кто знает, возможно это и есть деньги СНГ.
Константин Двинский