Русские Вести

Сбербанк манипулирует нами по методу почтальона Печкина


Помните кота Матроскина? Усы, лапы и хвост - вот мои документы! А почтальон Печкин ему посылку всё равно не отдал, сказав, что на документах всегда печать бывает: есть у вас печать на хвосте? А усы и подделать можно! Ну вот, не прошло и сорока трёх лет (мультфильм вышел в 1978 году, с ума сойти, какие мы уже… немолодые), и выяснилось, что таки прав был кот Матроскин. Ещё совсем чуть-чуть - и отдавать посылки, брать плату в гастрономе и даже отдавать деньги в банке будут, едва взглянут на ваши "усы, лапы и хвост". Попросту посмотрев вам в лицо. Это совсем не так хорошо, как кажется. Напротив, очень опасно для отдельного человека и всего общества.

Будущее уже здесь

Система, которую грозятся внедрить повсеместно, так и называется: "оплата по лицу". Не нужно носить с собой ни кошелёк, ни документы, ни кредитную карту. Даже телефон прикладывать к валидатору, терминалу, или как там называется эта штука в магазине, больше не нужно будет. Взял пакет молока, посмотрел в камеру – пошёл домой. Дома проверил счёт – минус сто рублей, всё правильно.

Я читаю новости о том, как в России разрабатывается, тестируется, постепенно внедряется эта техническая новинка – оплата по лицу, и вспоминаю, как лет пять назад впервые взял в руки смартфон, который можно разблокировать отпечатком пальца. Первое, что пришло мне в голову: я в будущем, будущее здесь. Не какое-то вообще будущее, а предсказанное русским писателем-фантастом Сергеем Павловым в романе "Лунная радуга". Главный герой в первой части там – шпион. И когда он вскрывает чужой сейф, умиляется: вот ведь, люди искренне считают, что замок, который открывается отпечатком пальца, абсолютно надёжен. А на самом-то деле у фантастической спецслужбы давным-давно есть все отпечатки всех на свете пальцев...

В этом-то всё и дело. Если ваш палец или там левый глаз может использоваться для того, чтобы открыть замок или заплатить по кредиту, значит, сведения о вас, ваших глазах и пальцах хранятся в какой-то базе данных. В системе. Как система этими данными воспользуется, вы не знаете и контролировать этого не можете. 

Герман Греф, Эльвира Набиуллина и мировая закулиса

К концу 2019 года в России планировали запустить Единую биометрическую систему, с помощью которой любой клиент любого банка мог бы совершать операции без карты, а лишь с помощью лица и голоса. Однако проект забуксовал,

– сообщает Forbes.

Точнее, выяснилось, что в проекте есть крайне серьёзные "подводные камни", убрать которые совсем не так уж просто, если вообще возможно. Первый банкомат Сбербанка с возможностью платить и получать деньги без карты и вообще без чего угодно, просто посмотрев в камеру, появился ещё в 2017 году. Технических проблем с дальнейшим внедрением системы не предвиделось, тем более что председатель правления Сбербанка Герман Греф был и остаётся его горячим энтузиастом, а формальным инициатором создания единой биометрической системы выступал Центробанк под руководством Эльвиры Набиуллиной. Технически "узнавать" владельца сегодня может практически любой смартфон с фронтальной камерой. Очевидно, нет ничего сложного в том, чтобы "научить" узнавать вас все платёжные системы.

Но, кроме технических проблем, бывают проблемы государственного управления и социальные последствия управленческих решений. В данном случае проблема не в том, чтобы научиться узнавать клиента, а в том, можно ли разрешить банкам и платёжным системам иметь базы с биометрическими данными миллионов клиентов. Собственно, всех россиян.

Проблемы три, и все очень значимые. Пойдём по пунктам.

Во-первых, вызывает большие сомнения, что внедрение систем оплаты, при которых банки оказываются владельцами огромных баз с биометрическими данными своих клиентов, соответствует российскому закону об охране персональных данных. Дело не только в формальностях: понятно, что, открывая в банке счёт, вы и сейчас сообщаете банку о себе множество всяких сведений и разрешаете этими сведениями пользоваться. Дело в том, что платёжные системы не зря называются международными. Всё, что знает о вас банк, выдавший вам "визу" или "мастеркард", знает о вас вся мировая банковская сеть.

Во-вторых, возникает вопрос, возможно ли и правильно ли, что банки всего мира знают о российских гражданах всё что можно, включая в новой системе и биометрические параметры, а государственные структуры России такими сведениями не обладают. В своё время – совсем не так давно – правоохранительным органам не дали создать единую дактилоскопическую базу данных, то есть попросту снять со всех нас отпечатки пальцев. Не дали, потому что нельзя же со всеми гражданами обращаться как с преступниками и подозреваемыми! Это тоталитаризм получается!

Ну вот, у полиции и ФСБ тоталитаризм не получается, а у айфонов и прочих производителей гаджетов – легко. Вы ведь понимаете, что ваши отпечатки пальцев, которые вы не давали российской полиции, давным-давно в американском "облаке"? 

Ты то, что ты покупаешь. Без вариантов

Конечно, можно и просто пожать плечами: поздно что-либо делать, о нас и так уже всё знают все, кто этого только захочет. И за рубежом, разумеется, тоже. Взять те же смартфоны. Самый дешёвый безымянный "китаец", как и дорогой "американец", знает отпечатки ваших пальцев. Ну, четырёх из десяти – наверняка. Вас это совершенно не волнует, но если задуматься: кто-то ведь может и посмотреть однажды в то "облако", в котором эти отпечатки хранятся? Сама компания, выпустившая смартфон? Вездесущий "Гугл"? Что они могут с этими отпечатками сделать? Вот я, приложив палец к сенсору, разрешил себе войти в российскую систему "Госуслуги". Конечно, никакому врагу и шпиону нет никакого толка от знания, что я записался на приём в поликлинику… Но если на моём месте кто-то более значительный? И сведения о том, чем он занят, могут нанести вред ему самому, его занятию, наконец, государству?

Что могут вездесущие компании сделать с нашими персональными данными? Фото: sibfox / Shutterstock.com    

Персональные данные граждан сегодня в безопасности постольку, поскольку граждане никому не нужны. И поскольку граждан слишком много. Тот же "Гугл" не следит за каждым из нас персонально. Это даже для современных вычислительных мощностей слишком сложная задача – следить за каждым отдельным человеком постоянно и персонально. "Гугл" оперирует big data – "большими данными", информацией не о конкретных людях, а о социальных группах. Именно поэтому его алгоритмы, когда к ним начинаешь присматриваться, оказываются такими глупыми. Тебе нужна кофеварка, ты спросил поисковую систему, сколько она стоит и какая лучше, получил ответ и купил, что нужно, а тебе ещё неделю показывают на всех сайтах рекламу этих проклятых кофеварок, надоедают хуже горькой редьки. Да это просто смешно!

Да, но когда жена тебе за завтраком говорит: "Слушай, нам, кажется, нужна новая кофеварка", причём ближайший компьютер в соседней комнате, а смартфон лежит в паре метров, а тебе после этого неделю рекламируют эти проклятые устройства везде, где ты входишь в интернет… Это уже не так смешно. Это уже напоминает вторжение в частную жизнь, не так ли? Так. А когда ты гражданин США, и тебе так же изо всех щелей рекламируют кандидата, который тебе подходит по мнению системы – какого-то компьютера и его оператора в предвыборном штабе, причём вывод о том, что тебе нужен этот кандидат, делают на основании анализа твоих поисковых запросов… "Нам нужна новая кофеварка!" – "Вам нужен кандидат демократической партии!" (Потому что республиканцы, допустим, пьют растворимый кофе, они беднее.) Как-то уже совсем не смешно. Как-то уже попахивает даже не вторжением в частную жизнь, а манипуляцией этой самой жизнью. Пристрастиями. Политическими убеждениями. 

Беда, Матроскин, Отечество в опасности!

И таки не просто попахивает манипуляциями. Воняет!

Вернёмся к Герману Грефу и коту Матроскину, которому разрешили вместо кредитной карточки показывать хвост. Слушай, Матроскин, это совсем не выгодно – показывать кому попало свой хвост. До сих пор о том, что ты покупаешь, и, значит, о том, как ты живешь, знали только поисковые системы в интернете. Они знали о тебе очень многое, но всё-таки не всё. А теперь та же история с новой кофеваркой из предыдущего абзаца будет с тобой приключаться всякий раз, как ты зайдёшь в ближайший гастроном. За молоком, раз ты кот. За сигаретами, раз ты Печкин. За кедами, раз ты Шарик. За чем угодно!

Чем больше о тебе известно, Матроскин, тем легче манипулировать твоим действиями. Любыми действиями. От того, чтобы отпечаток твоего хвоста не стал уликой преступления, которого ты не совершал, защитить правоохранительные органы могут. А вот как защитить тебя от того, чтобы ты, не желая ничего плохого, но пользуясь только той информацией, которую тебе навязывают, сам не насовершал чего-то ужасного?

Возможность манипулирования людьми – основная цель держателей баз данных. Фото: VasSaa / Shutterstock.com    

Посмотри на Белоруссию, Матроскин, посмотри на мальчиков и девочек, которые бегают по улицам в лёгких красивых нарядах, думая, что сражаются за свободу. Думая, что они думают сами, что в их головах настоящие, им самим принадлежащие мысли. Там нету мыслей, Матроскин, ни одной. Им подсказали, что надо делать и, главное, что и как надо думать. Ими манипулировали как покупателями. Так же легко, как заставили думать, что компьютер с яблочком на крышке лучше любого другого, так же подсунули и информацию о кровавом диктаторе и его юной прекрасной сопернице. Диктаторы старомодные люди, Матроскин, они думают, что людей надо убеждать старомодной пропагандой. А вот демократы…

Демократы вообще больше не думают. Они отдают свои усы и лапы в базу данных, и ими манипулируют не как личностями, а как частями big data. Такие дела, Матроскин, поневоле задумаешься, не лучше ли жить в отсталом Простоквашине без современных удобств. Ну хоть чуть-чуть бы ещё так пожить...

Андрей Перла

Источник: nsk.tsargrad.tv