В условиях санкционной войны, развязанной Западом против России и Беларуси, особое значение приобрели вопросы продовольственной безопасности, которая является, без преувеличения, базисом суверенного экономического развития. Формирование совместной политики двух стран в этой сфере — одно из приоритетных направлений. Москва и Минск создают общие правила в агропромышленном комплексе, чтобы он работал как единое целое в интересах всего Союзного государства.
И Беларусь, и значительная часть территории России находятся в зоне так называемого рискованного земледелия, то есть там, где издержки на сельское хозяйство оказываются повышенными, а вот его эффективность и рентабельность — низкими. Сегодня эти недостатки в значительной степени компенсируются современными технологиями. Тем не менее изначальная суровость природно-климатических условий накладывает на отрасль свой отпечаток.
После распада СССР агропромышленный комплекс (АПК) обеих стран столкнулся с рядом серьезных трудностей и вызовов.
Во-первых, едва ли не основная часть плодородных земельных угодий осталась в составе Украины. А учитывая прозападный курс, который официальный Киев избрал практически с момента обретения независимости, налаживать кооперацию с ним и для России, и для Беларуси оказалось затруднительно.
Во-вторых, мощный удар был нанесен по сельскохозяйственному машиностроению. Многие производства попросту прекратили свое существование. В результате в АПК, как и во многих других отраслях, начала формироваться зависимость от западных поставщиков, активно проникавших на рынок стран постсоветского пространства.
В целом либеральные подходы, господствовавшие в 1990–2000-х годах, игнорировали и недооценивали тему продовольственной безопасности.
Считалось, что любую продукцию — как машины, так и продовольствие — можно легко закупить на международном рынке, и ни к чему тратить усилия на такие нерентабельные вещи, как сельское хозяйство в зонах рискованного земледелия. Следствием становилось засилье иностранных продуктов, зачастую весьма скверного качества, а то и вовсе опасных для здоровья. Неслучайно одними из символов «лихих 90-х» стали «ножки Буша» и спирт «Рояль».
В России подобный недальновидный подход продержался едва ли не до самого 2014 года. Несмотря на общую стабилизацию и более строгую регламентацию продовольственного рынка в 2000-е, доля иностранных товаров по-прежнему оставалась велика. Польские яблоки, азербайджанские помидоры, для гурманов — французские сыры и испанский хамон.
Все это создавало видимое изобилие. Вместе с тем широкое присутствие на рынке зарубежной продукции тормозило развитие собственного агропромышленного комплекса, когда отечественные производители оказывались попросту задавлены зарубежными конкурентами.
Возвращение Крыма в состав России и последовавшая за этим первая волна западных санкций стали своеобразным холодным душем, показавшим, что продовольственный суверенитет — это вопрос национальной безопасности.
В Беларуси ситуация развивалась принципиально иным образом. Уже с середины 1990-х был взят курс на защиту и поддержку национального агропромышленного комплекса. Это касалось как непосредственно сельского хозяйства, так и сельскохозяйственной техники.
Республика сохранила собственное производство тракторов, комбайнов и других агрегатов, а белорусская пищевая продукция успешно завоевывала не только внутренний, но и российский рынок. При этом благодаря сочетанию цены и качества местные продукты успешно конкурировали с иностранными — украинскими, польскими и другими.
На сегодняшний день Россия остается основным рынком сбыта для белорусского аграрного экспорта. Бренд «Сделано в Беларуси» завоевал особую популярность и любовь среди россиян, многие из которых зачастую предпочитают его по умолчанию.
Вместе с тем ситуация на продовольственном рынке Союзного государства меняется.
Долгое время белорусские продукты в России практически не имели конкуренции со стороны российских производителей. Сегодня последние стремительно развиваются, постоянно вводя в строй новые мощности, а очередные пакеты западных санкций, запущенные после начала СВО, буквально придали им второе дыхание. Это означает, что у белорусского бизнеса не получится почивать на лаврах былых заслуг и придется встраиваться в остро конкурентную среду на российском рынке.
Вот почему создание общих правил и равных условий в агропромышленном комплексе Союзного государства является важнейшей задачей. Это позволит выстроить здоровый баланс конкуренции и кооперации и избежать многочисленных конфликтов и недоразумений.
А таковые, к сожалению, случаются. Россия и Беларусь уже пережили несколько «продовольственных войн», когда на те или иные виды белорусской продукции вводилось эмбарго на российском рынке из-за обвинений в ненадлежащем качестве или реэкспорте санкционных (в основном польских) товаров под собственной маркой. Впрочем, аналогичные запреты и ограничения нередко испытывали на себе и российские производители на территории республики.
Сегодня, когда Москва и Минск совместно противостоят давлению и угрозам со стороны коллективного Запада, важно, чтобы подобные ситуации больше не повторялись, а агропромышленный комплекс работал как единое целое в интересах всего Союзного государства.
Кроме того, нельзя забывать, что развитие АПК затрагивает и другие отрасли экономики. Рост производства сельскохозяйственной продукции влечет за собой создание новых рабочих мест в аграрном секторе, а также в других высокотехнологичных сферах: машиностроение, генетика, селекция, химическая промышленность. Тем самым открываются новые сферы для развития российско-белорусского сотрудничества.
Автор: Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН