Русские Вести

Саду цвесть!


Осень этого года подтвердила: отечественной плодово-ягодной продукции на наших прилавках становится все больше. Принятые на рубеже 2010-х/2020-х государством и бизнесом меры по развитию этой отрасли, дают, в буквальном смысле, свои плоды.

Импортозамещение в России коснулось и сельского хозяйства. Успешно реализуются проекты по выращиванию фруктов и ягод. Если еще в конце 2010-х доля импорта из дальнего зарубежья этой продукции на российском рынке достигала 60%, то к середине 3-го квартала 2022-го года этот показатель сократился примерно до 45%. К концу текущего года доля «дальне-зарубежного» импорта составит уже, по экспертным оценкам Минсельхоза РФ, самое большее — 35%.

До последнего времени наблюдалась парадоксальная ситуация: на магазинных прилавках, особенно в Москве и других крупных мегаполисах, были в изобилии смородина с малиной, ежевика, крыжовник, клубника, черника и т.п. Причем по заоблачным ценам. Ягоды, что называется, со всех широт — со всего Евросоюза и Аргентины, из Чили и Южной Африки, Египта и Марокко, Израиля,Турции… А вот российских — практически не было.

Такая ситуация сохранялась не год и не два — точнее, с середины 1990-х. Но российские контрсанкции в отношении дальне-зарубежного импорта, введенные с 2014 года, и стратегический курс России на развитие импортозамещения обозначили изменение ситуации и в этой сфере потребительского рынка.

Решением проблемы стали все растущие с 2020 года государственные и коммерческие дотации на возделывание плодово-ягодных культур, развитие тепличных ягодных хозяйств, восстановление семеноводческой базы, а также льготные условия кредитов, предоставляемых со второй половины 2010-х годов хозяйствам.

Среди приоритетных задач отрасли — увеличение закладки садов с соответствующим увеличением финансирования, а также государственное регулирование ценообразования.

Как было отмечено на прошедшем недавно XII международном форуме «Дни сада в Бирюлево», валовой объем производства в РФ продукции садоводства в 2021 году составил 4 млн тонн — против 2,5 млн тонн в 2019-м. Для максимально возможного импортозамещения в данном секторе российского рынка (на уровне 80%) этот показатель, по оценке профильных экспертов, должен превышать 10 млн тонн в год.

Как считает Владимир Кашин, академик РАН, глава комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам, обеспечить эту планку вполне возможно в ближайшие 2-3 года при поддержке отрасли со стороны государства и бизнеса. По мнению экспертов, поддержка отрасли должна включать в себя и защиту внутреннего рынка от импорта по заниженным (то есть демпинговым) ценам из дальнего зарубежья, в том числе поступающего реэкспортом через страны ЕАЭС.

Как известно, в связи с тем, что в России принимаются меры, по стимулированию плодоводства и cадоводства, замещению импорта российской продукцией, в том числе в секторе семеноводства, зарубежные поставщики перешли к стратегии «опосредованного» проникновения на наш рынок. То есть фрукты и ягоды (как, впрочем, и другие продукты) стали поставляться, притом в растущем объеме, в РФ через страны Евразийского союза, так как между ними фактически нет таможенных границ. И, соответственно, упрощены процедуры пограничной проверки перевозимых грузов всех категорий.

Проще говоря, товар сперва маркируется, скажем, как евросоюзовский. Поступая же в какую-либо страну ЕАЭС, он «перемаркировывается» (т. е. переименовывается), например, в белорусский или казахстанский и беспрепятственно следует в Россию. В основном по заниженным ценам, чтобы привлечь российских потребителей.

В столь «коллективном» бизнесе до последнего времени, по имеющимся данным, участвовали минимум 80 компаний дальнего зарубежья и стран-партнеров РФ по Евразийскому союзу. К началу 2020-х совместными усилиями профильных органов всех стран ЕАЭС, большинство схем таких «перепоставок» были выявлены и устранены. Что, разумеется, тоже поспособствовало развитию российской плодово-ягодной отрасли.

Примечательно, что урожайность плодово-ягодных культур в стране к середине 2022 г. составила 113 центнеров с гектара, став рекордной за последние 35 лет. А ведь в начале 2000-х она не превышала 45 ц/га. Характерен пример Краснодарского края, где выращивается сегодня не меньше четверти общероссийских плодов и ягод; в садоводческом секторе региона занято свыше 400 предприятий. Площадь, отведенная в крае под сады, к весне 2022-го превысила 30 тыс. га. А к концу текущего года она увеличится еще как минимум на треть. При этом именно в Краснодарском крае наиболее быстрыми темпами растет урожайность плодово-ягодных культур.

Как пояснил «Столетию» кандидат сельскохозяйственных и экономических наук Валерий Сюраев из Краснодара, всё более интенсивное развитие садоводства в этом регионе сопровождается, в том числе восстановлением местного семенного фонда культур.

А ведь до недавнего времени плодово-ягодные хозяйства здесь, да и почти по всей стране «базировались» на импортных семенах и импортных рассадах (доля импортной плодово-ягодной семенной базы к середине 2010-х превышала 70% ! — Прим. А.Ч.). Как и на импортных средствах биохимической защиты этих культур, но и такие средства уже, по нарастающей, заменяются отечественными.

Эти оценки подтверждаются и данными краевого Минсельхоза: профильные российские компании, например такие, как «Щёлково Агрохим» (Московская область), к настоящему времени располагают обширным ассортиментом средств защиты растений и препаратов для подкормки плодово-ягодных культур. Они активно внедряются в краевом садоводстве и позволяют в масштабах страны закрыть уже к 2024 году большую часть потребностей отрасли в средствах биохимии.
Что же касается закладки плодово-ягодных садов в России, темпы здесь пока еще невысокие. Это связано с частыми климатическими перепадами температур, с повышением в связи с этим стоимости соответствующих работ, медленными темпами финансирования этого сегмента отрасли.

Согласно данным форума, предусмотрена закладка 25-30 тыс. га таких садов ежегодно, что позволит выйти к середине 2020-х гг. на площадь в 360-400 тыс. га. То есть довести уровень плодово-ягодного импортозамещения в стране до 75-80%.

Развивается и отечественная плодово-ягодная селекция. Только в 2021-м российскими селекционерами выведено более 270 сортов. Хотя, надо признать, темпы их внедрения пока отстают от потребностей. Среди главных причин — недостаточные темпы госрегистрации новых отечественных сортов и гибридов. По имеющимся оценкам, только по этой причине в Северокавказском и Южном Федеральном округах за последние полтора года фактически внедрено не более трети селекционных плодово-ягодных сортов/гибридов, выведенных местными селекционерами за четыре последних года.

Тем временем, российские ученые, как сообщает минобрнауки РФ, начали создавать единые стандарты отечественных сортов плодов и ягод — например, вишни, красной смородины и цитрусовых (последние выращиваются в краснодарском Причерноморье, в некоторых районах Адыгеи, Крыма, Кабардино-Балкарии, в Дагестане). Уже к концу июля «стандартный растительный материал» малины был собран в Федеральном научном центре садоводства. В ближайшие 6-7 месяцев аналогичные стандарты будут сформированы для других российских плодово-ягодных культур.

В этих разработках участвуют 6 профильных НИИ: Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова (Санкт-Петербург). Всероссийский НИИ селекции плодовых культур (Орел), Субтропический научный центр РАН (Сочи), ФНЦ Садоводства (Москва), Федеральный научный центр им. И.В. Мичурина (Мичуринск, Тамбовская обл.), Северо-Кавказский ФНЦ садоводства, виноградарства, виноделия (Краснодар).

Да, потребность в российских плодах и ягодах всё более очевидна. Однако реальный спрос здесь зависит — как и по другим отечественным продуктам — от конечных цен сбыта. В ценовой же сфере пока, что называется, загвоздка.

Тот же Владимир Кашин в ходе форума пояснил: «...Часто говорят, что продукция нашего садоводства по ценам зачастую недоступна в магазинах. Почему это происходит? — торговые сети покупая, те же яблоки по 69 руб. за килограмм, продают их аж по 140! Это просто безобразие. А происходит такое из-за отсутствия твердой государственной политики в области ценообразования».

Эксперт рассказал, что в Госдуму был внесён законопроект, ограничивающий торговые наценки, но он уже год лежит без движения. «Нужно скорейшее принятие такого решения, мы все должны создать мощную инициативу в столь важном вопросе!», — подчеркнул ученый.

Иными словами, вырастить плоды с ягодами в должном объеме, качестве, и доставить их в торговую сеть — только полдела при импортозамещении. Ибо, все в конечном счете зависит от спроса, т.е. конечных розничных цен. А это уже прерогатива государственной политики в сфере ценообразования.

Алексей Чичкин

Источник: www.stoletie.ru