Русские Вести

С.Глазьев: «Политика демонетизации отбрасывает нас в XVI век»


Необходимо разделять экономические законы, прописанные в учебниках, и законы реальной жизни.

В Финансовом университете при Правительстве РФ прошел Второй Международный форум «В поисках утраченного роста».

Главной повесткой мероприятия стала сложившаяся на сегодняшний день ситуация в российской экономике.

Известные всей России эксперты пытались найти ответ на вопрос, как же вернуться к устойчивому росту экономики?

Курс рубля падает вместе с ценой на нефть, цены напротив растут, а зарплаты и пенсии не индексируются. Кошельки обычного российского гражданина с каждым днем пустеют, и соответственно число бедных людей в нашей стране растет.

Само по себе все это не новость, гораздо интереснее было узнать, что думают на этот счет представители истеблишмента.

Журналист портала KM.RU Елена Лонга подготовила обзор наиболее существенных моментов.

Особый интерес вызвал доклад Сергея Глазьева. Он не просто декларировал необходимости инвестиций в российскую экономику, а дал прогноз на то, что ждет экономику в будущем, если и дальше следовать моделям, принятым на вооружение российскими финансовыми властями. В своем докладе Глазьев отметил:

«Нам необходимо четко разделять экономические законы, прописанные в учебниках и законы реальной жизни... Первый закон экономики заключается в том, что без кредита современного экономического роста не бывает. И когда нам пытаются стабилизировать экономику путем сжатия кредита, это означает, что жить могут только те, кто очень сильный, кто уже развился, у кого прекрасное положение на рынке.

Те, кто имеют возможности развиваться, но у кого нет оборотных средств, те жить нормально не могут. Вот у нас именно такая ситуация и произошла. У нас экономика развивалась, когда кредит был доступен, когда у нас процентные ставки снижались, и экономика начала падать, когда процентные ставки начали расти.

Удивительно, почему таких элементарных закономерностей не понимают наши денежные власти, достаточно посмотреть на структуру рентабельности нашей экономики, чтобы понять, что повышение процентных ставок отсекает большую часть отраслей от получения кредита...

У российского предприятия два выхода: либо возвращать кредиты, поскольку невыгодно дальше производить и платить высокие проценты и сокращать производство, либо с учетом того, что вся эта политика сопровождалась девальвацией рубля, просто поднимать цены, это относится к наукоемкой промышленности, машиностроению и т. д.

В этих условиях банки начинают выводить деньги из реального сектора и направлять их в валютные спекуляции. Норма прибыли сегодня на Московской бирже порядка 80% у инвесторов, при этом не удивительно, что объем операций на валютной бирже вырос в 2 раза за этот год. Это многократно превышает весь объем ВВП в нашей стране.

Все произошло в соответствии с нашими прогнозами. У нас нет денег, поэтому экономический рост снижается. Политика демонетизации, которую сегодня проводят, это архаичная политика, которая отбрасывает нас в XVI век. Сегодняшние власти используют устаревшие модели экономики, которые искусственно ограничивают предложение денег. Вследствие чего нет денег, а соответственно нет и инвестиций в нашу экономику.

Не будет инвестиций — не будет роста. Как пример, в кризис 98-ого года, когда В. Геращенко и Е. Примаков сделали противоположное что советовал МВФ, они отказались от повышения процентной ставки, и инфляция снизилась в несколько раз, промышленность оживилась и росла с рекордными 2% в месяц. И возникает вопрос, а чем занимаются наши денежные власти? В нашей стране сейчас уровень инвестиций в 2 раза меньше, чем был в СССР».

На наш взгляд, более полное объяснение проблем с инвестициями, которые должны способствовать восстановлению российской экономике, предложил как раз Глазьев. В частности, он озвучил механизм, который позволяет обеспечить промышленность доступными кредитами.

Важно, что эти меры не предполагают бесконтрольную эмиссию денежных знаков. Тем самым Глазьев ответил критикам, которые считают, что кредитование промышленности якобы приведет к гиперинфляции.

«На полях» форума нам удалось по беседовать с Виктором Геращенко, экс-председателя ЦБ, и мы поинтересовались у него, так ли на самом деле страшны дополнительные деньги в экономике?

Вот его ответ:

«Если для денежного обращения, с тем ростом цен, который идет, и какими-то индексациями в зарплатах и пенсиях не хватает наличных денег, то их надо просто напечатать и все. Какая тут проблема-то?

Инфляция ведь возникает не из-за наличных денег, она возникает, когда Центральный банк, используя свое эмиссионное право выпускает дополнительные деньги, в том числе и наличные деньги, и кредитует экономику чрезмерно, вот тогда возникают инфляционные тенденции. А чисто наличную валюту надо держать в размерах, которые необходимы для оплаты труда, пенсий и пособий».

В свою очередь Антон Силуанов недвусмысленно дал понять, что старая модель экономики, основанная на доходах от продажи нефти, исчерпала себя, и следовательно необходимо найти новую модель. По его словам, главными инвестициями должны стать вложения в человеческий капитал.

Подобной идеи придерживается и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин:

«Один из выходов в сложившейся ситуации, когда нет инвестиций, это расширить институты развития. В частности, фонд развития промышленности, но тех ресурсов, которыми распоряжается фонд, а это 20 миллиардов рублей, хватает на 50-60 проектов, чего совершенно недостаточно на поставленные перед фондом задачи. Хотелось бы, чтобы в начале следующего года был принят новый закон о контрольно-надзорной деятельности и закон о саморегулировании».

Нетрудно заметить, что у выступавших нет никаких иллюзий относительно реального экономического положения нашей страны. Предлагаются и конкретные рецепты выхода на устойчивый рост, но при всем уважении к участникам форума, так и осталось непонятным кто конкретно будет обеспечивать восстановление и дальнейшее развитие экономики России.

Елена Лонга

Источник: www.km.ru