В эти выходные прошёл очередной Санкт-Петербургский экономический форум. Понятно, что полное опровержение изоляции России, новые контракты, успехи, развитие и т.д. и т.п. Рывки вперёд и цифровая экономика.
Американский президент Трамп всех так напугал своим изоляционизмом и протекционизмом, что сторонники глобализации как-то потянулись к Путину, парадоксально ставшему теперь как бы одним из главных защитников свободной торговли на мировых пространствах и основополагающих принципов ВТО. Французский президент Макрон, управляющий МВФ Кристин Лагард, японский премьер, китайский зам. главного плюс море представителей типичного глобального бизнеса дружно съехались в город на Неве. Но это всё большая политика.
В речах же о практических подвижках на практике в этот раз я не без страха услышал новую для себя формулировку – «цифровой коммунизм». Данный термин во всеуслышание озвучил один из главных российских протагонистов всего нового, инновационного, цифрового и электронно-гаджетного шеф Сбербанка Герман Греф, которого вообще-то в какой-либо связи с тем, что можно охарактеризовать как коммунистические принципы, очень сложно обвинить. Это типичный капиталист до мозга и костей и даже глубже. Тем не менее озвучил он именно начало продвижения к «цифровому коммунизму». Он даже и пояснил что это – это, мол, когда за нас уже всё будут делать компьютеры и роботы, а у людей таким образом откроется пространство для творческой реализации.
Я, видимо, динозавр, поэтому у меня лично понятия «цифровой», «инновационный» и так далее вызывают уже только отрицательную реакцию. Я помню ещё те времена, когда, например, банки, типа того, которым сейчас так успешно управляет господин Греф, не имели компьютеров и связи со всемирной сетью, не располагали возможностью мгновенного инвестирования денег на международных площадках онлайн, не могли зарабатывать проценты с оборота даже в том случае, если деньги прошли по счёту всего на несколько часов и т.д., кассиры и операционисты делали всё вручную, тратили на это много времени и сил, данные записывали на бумажки и в сберкнижки, короче, расход времени и человеческих сил был, видимо, огромен. Но при всём при этом, почему-то на лежащие даже на текущем счету деньги начислялись небольшие, но проценты, и ни кому и в голову не пришло брать деньги за ведение счёта, открытие его же, вклад или получение денег с собственного счёта... Никто вам на говорил «извините, зависло всё у нас, не можем работать,приходите завтра». И даже объяснять уже не надо что и где, всем всё и так ясно – зависло.
Где-то, что-то, то самое «цифровое и инновационное», ради чего теперь каждый кассир в том же банке каждый год отправляется на специальные курсы, для ознакомления с новой, ещё более современной программой, которая ему и всем нам поможет в ещё более быстрой обработке чего-то там. На каждого этого кассира работает целый штат высокооплачиваемых Ай-Ти специалистов, которые эту программу разрабатывают, обслуживают, тянут сети, устанавливают дорогостоящий «хард» и ещё более дорогостоящий софт, а потом также и приходят на помощь, если вдруг всё это потом зависло. А зависнет обязательно, в этом ни у кого даже сомнений нет. А ещё нужна кибербезопасность и штат людей и фирм, которые всем эти занимаются, это чтобы такие же IT-специалисты, только другие, плохие, у вас со счёта ваши денежки не похитили.
Раньше, пока всего этого не было, с целью ограбления в банк надо было ворваться с автоматом или въехать на танке, например, а сейчас грабить можно прямо не слезая с дивана и находясь от этого самого банка за тысячи километров. То есть в конце-концов, так сказать, всем одно удобство и сплошная выгода – даже о грабителях подумали. А ещё нужны и специальные лекарства – «антивирусы», предохраняющие или вылечивающие от различных эпидемических заболеваний – «вирусов», которыми «хардвэр» может заболеть через «софтвэр», неосторожно вступая в некие связи в мировой сети. Вот так.
Также завелись всякие зловредные электронные «жуки» и «тараканы», на которых тоже требуются специальные средства борьбы, ну типа некоего виртуального «цифрового дихлофоса». Видимо поэтому, при всём улучшении служб тех же банков, проценты платить перестали, а за каждую операцию деньги ещё и наоборот берут. Ну правильно, это же вам не какой-то там кассир Сидоров ваши деньги взял и положил в сейф – это целая инновационная система на вас работает, а она денег стоит, так что платите, уважаемые, даже в том случае, если она вам совсем и не нужна и вы её, так сказать, не заказывали...
Это я уже не говорю о том, что обращению с тем, что сейчас называется телефоном или телевизором, обучаться надо примерно год, а как только этот процесс будет успешно преодолён, то сам прибор уже полностью устареет и будет необходим новый. Музыку хотите послушать? Стяните специальную программу на ваш компьютер, если у вас есть последний, и подключение к сети, а если целый процесс пройдёт успешно, то можете и наслаждаться, если не зависнет что-нибудь...
Современный автомобиль может отказаться вас куда-либо везти просто потому что он сам решит, что с ним что-то не так, хотя с этим «не так» ехать можно безо всяких проблем ещё тысячи и тысячи километров. Жизнь без подключения к интернету стала невозможна в принципе, то есть если у вас сдох Wi-Fi или не дай бог вообще на некоторое время вырубили электричество, то вы почти что труп на некоторое время, это такое состояние подвижной комы... Особенно для людей молодого поколения...
Единственное, что несколько обнадёживает, так это исторические параллели – в 1918 году тоже в России, по стечению обстоятельств и даже в том же городе, кое-кто тоже обещал построить коммунизм, в 2018 ничего подобного пока ещё и не светит. То есть, если господин Греф говорит о неком «цифровом коммунизме» сейчас, в 2018, то по крайней мере на ближайшие сто лет по этому поводу можно не волноваться... Хуже то, что те, в 1918, свой «коммунизм» строить вроде как начали и целых семьдесят лет потом этим и занимались или по крайней мере вид делали. Вот это хуже. Если Греф и его активные сподвижники тоже этим же займутся, как такое пережить?
Не знаю. Универсального рецепта видимо нет. Я лично запасся спичками, свечками, купил себе дизельный джип Мерседес 1985 года выпуска, который поедет и на подсолнечном масле вместо, и даже в том случае, если из него выдрать вообще все электрические провода, а также старый добрый кассетный магнитофон, чтобы веселей было...
Алексей Пишенков