За пропущенные звонки теперь придется доплачивать. Операторы связи либо уже ввели такие сборы, либо собираются их ввести в ближайшее время. Речь идет об исходящих звонках на телефоны других операторов, когда собеседник оказался вне зоны доступа, выключил аппарат или просто сбросил вызов. Почему берут деньги за несостоявшиеся разговоры, выяснял экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов.
С недавнего времени абоненты оператора "Мегафон" начали замечать, что у них списывают деньги со счета, даже если звонок не прошел. Например, когда абонент недоступен или сбрасывает звонок. В компании подтвердили, что они ввели плату за "недозвон", но заверили, что это коснется небольшого количества клиентов, а именно - тех, кто звонит на мобильные автоответчики других операторов. То есть стать невольной "жертвой" нововведения можно лишь в том случае, если у вашего собеседника симка" другой компании, он подключил себе голосовой почтовый ящик и не смог вам ответить. И неважно, успели вы сбросить вызов до сигнала записи или нет - деньги спишут в любом случае, как если бы разговор состоялся. На данный момент уже 3 из 4 крупнейших операторов были пойманы на таких скрытых платежах. МТС и "Мегафон" не отрицают, что взимают плату. Tele-2 ссылался на технический сбой (и говорит, что его исправил). А "Билайн" пока не вводил плату, но планирует это сделать. Причина в том, что операторы не могут разобраться в своих взаиморасчетах, объяснила нам пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева:
"При "недозвоне" до абонентов "Билайна" мы не начисляем тарификацию как для своих абонентов, так и других операторов связи. При этом, в силу технологических особенностей, при пропуске трафика на других операторов мы транслируем ответ вызываемого абонента без изменений. И это означает, что если другой оператор тарифицирует вызовы на недоступных абонентов, то мы также вынуждены тарифицировать своих абонентов. Сейчас как раз наши специалисты проводят тесты по проблеме тарификации у других операторов".
Остается загадкой, кто из операторов первый начал брать плату за "недозвон". До остальных компаний по иронии судьбы нам дозвониться не удалось. Их пресс-службы не отвечают часами. Между тем, активные абоненты заваливают жалобами Роспотребнадзор с требованием оштрафовать мобильных операторов за неправомерное списание денег. Юристы говорят, что шансы пострадавших клиентов довольно высоки: в ряде случаев сумма доначисления может оказаться весьма существенной. Например, если абонент с автоответчиком (тот, которому звонят) оказался за рубежом, то каждая попытка связи с ним может стоить под сотню рублей. И попасть в такую ловушку очень просто. Ведь угадать, сколько людей из вашей контактной книги пользуется голосовым ящиком, невозможно в принципе. Если верить заявлениям операторов, таких - меньше 1%. Но независимые эксперты замечают, что автоответчик очень часто является навязанной услугой, то есть идет в пакете с тарифом. А те операторы, которые не сделали эту опцию обязательной, по всей вероятности, сделают это в ближайшем времени. В программе "Полный контакт" Владимир Соловьев и Анна Шафран так прокомментировали перемены в ценовой политике мобильных компаний:
"Я предлагаю еще взимать плату за задуманные звонки. Ну, если звонок не состоялся, а за него плату взимают. А если подумал, что надо звонить? А если еще, сволочь, мог позвонить и не позвонил? Ты подумай об операторе. Ему деньги нужны ведь? Нужны. А ты, сволочь, экономишь, Ты чего не звонишь? Я предлагаю вот просто: как только подписал контракт с оператором - сразу за каждую секунду жизни на всякий случай счет выставлять".
Эксперты в области мобильной связи напоминают, что операторы не первый раз пытаются заработать на клиентах, не поднимая тарифы. Так, с недавнего времени компании начали увеличивать плату за "неактивность": если SIM-карта лежит без дела более полутора месяцев (сейчас это самый короткий срок), то с нее начинают снимать до 15 рублей в сутки, пока баланс не дойдет до нуля. Есть у операторов и не совсем профильные заработки, например, продажа личных данных своих клиентов банкам для пополнения их кредитных историй. На этом фоне плата за "недозвон" выглядит не такой уж большой экзотикой, говорят эксперты. Однако не исключено, что это нововведение станет последний каплей, и профильные ведомства все-таки вмешаются в работу мобильных операторов, рассуждает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков:
"Мне кажется, здесь необходимо Минкомсвязи дать определенные разъяснения относительно подобных ситуаций. В случае если действительно операторы рассчитываются за подобные звонки, то, наверное, имеет смысл госрегулятору решить этот вопрос, чтобы тарификация не использовалась, была более справедливой и понятной".
Быстрее всего сейчас у мобильных сетей дорожает роуминг. Но зачастую это работает против них самих - абоненты активно переключается на интернет-телефонию, то есть используют мобильные приложения и мессенджеры. Плата за трафик, если перевести его в минуты разговора, оказывается гораздо ниже, чем за традиционную голосовую связь.