Русские Вести

Россия возродила авиастроение из пепла


Советский Союз был одной из величайших держав-самолётостроителей. В наследство от него "новая Россия" получила конструкторские бюро с квалифицированными кадрами, могучие заводы, а главное: колоссальный опыт разработки и серийного производства воздушных судов. В 1990–2000-е годы наша страна едва не потеряла авиационную промышленность. Однако на рубеже 2000–2010-х ситуация изменилась. Президент Владимир Путин стал уделять особое внимание отрасли, особенно после 2014-го. Уходящий год стал для самолётостроения России поистине переломным.

Несостоявшаяся мечта

21 ноября 1988 года в советское небо взлетел самолёт Ан-225, произведённый на Киевском механическом заводе. В создании лётного судна принимали участие предприятия Ульяновска, Ташкента, Москвы, Запорожья, Горького (Нижнего Новгорода), Воронежа. Авиагиганта создавали всей огромной страной. Этот самолёт стал самым большим и грузоподъёмным за всю историю мировой авиации. После распада СССР Ан-225 достался "нэзалэжной" Украине и получил название "Мрия", то есть мечта. Признаемся, название красивое. В начале 1990-х у десятков миллионов наших соотечественников было много мечтаний о светлом будущем, но практически ничего так и не материализовалось. Райской жизни не наступило, экономический потенциал канул в Лету, а о былой мощи напоминали лишь остовы величественных предприятий.

Мы знаем, что в ходе приватизации почему-то американские компании, близкие к американским спецслужбам, благодаря своим советникам, сидевшим в Росимуществе, ухитрились скупить именно те предприятия авиационной промышленности, которые выпускали критически значимые комплектующие... И дальше эти предприятия начали закрываться... Это просто блокирование нашего оборонного потенциала,

– рассказывал в одном из интервью академик РАН Сергей Глазьев. Били по авиастроению неспроста.

Русская авиация – история птицы Феникс

Постепенное возрождение самолётостроения началось на рубеже 2000–2010-х годов. Но всерьёз за отрасль взялись после 2014 года, когда Европейский cоюз и Соединённые Штаты Америки, по сути, объявили России гибридную войну, ввели санкции, в том числе против авиации (взять хотя бы нашумевшую историю с ограничениями в отношении компании "Добролёт"). Уходящий 2021-й стал решающим: мы подошли к моменту, когда технически можем производить все виды самолётов, главное – наладить их поточное производство.

В 2011 году русские пилоты и конструкторы подписали коллективное обращение тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, в котором написали следующее:

По странному стечению обстоятельств тендеры на закупку авиационной техники для нужд России выигрывают фирмы западных производителей, в основном "Боинги" и "Аэробусы". Многочисленные отечественные конструкторские бюро, авиационные предприятия и заводы при отсутствии размещения на них твёрдых государственных заказов закрываются. Государством теряется технология производства воздушных судов, а высококвалифицированные специалисты вынуждены искать себе работу на Западе. Большинство этих предприятий являются градообразующими.

Усилиями заместителя председателя правительства Юрия Борисова решены проблемы с массовым производством и вводом в эксплуатацию отечественных самолётов Sukhoi Superjet 100, первый полёт которого состоялся ещё в далёком 2008-м. К 2024 году 97% комплектующих для данного авиалайнера станут производиться в России, а не импортироваться из-за рубежа.

SUKHOI SUPERJET 100. ФОТО: STR TV ZVEZDA / GLOBALLOOKPRESS  

Произошли важнейшие подвижки в налаживании производства среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолёта МС-21. В 2022-м четыре первых образца поставят в авиационные компании для постоянного использования, то есть введут в серийную эксплуатацию. Важный момент – в этом году МС-21 летал на двигателях отечественного производства (ПД-14, произведённые в Перми), а не импортированных американских (Pratt & Whitney PW1000G), и на нашем композитном крыле. В конце 2010-х США наложили санкции на поставку композитов, к ограничениям присоединилась Япония. Русских авиапроизводителей лишили материала для работы. В кратчайшие сроки "Росатом" начал выпуск композитов. Таким образом, западные рестрикции пошли реальному сектору экономики только на пользу – и это ярчайший, классический пример.

ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ TA18-200MS ДЛЯ САМОЛЁТА МС-21. ФОТО: ID1974 / SHUTTERSTOCK.COM

Что с того?

Возрождение русского авиастроения – важнейшее дело для общего развития страны. Гражданская авиация – колоссальный стимул для интенсификации экономического роста. Эксперты высчитали, что 1 рубль, вложенный в самолётостроение, даёт 8 рублей в других отраслях. Ведь для выпуска авиалайнеров нужна огромная номенклатура комплектующих самого разного типа. Думаю, говорить о том, насколько велик экспортный потенциал отрасли, излишне – это продукция с очень большой добавленной стоимостью.

Но самым прорывным событием 2021 года, о котором уже писал Первый русский телеканал Царьград, стало заявление главы Министерства промышленности и торговли России Дениса Мантурова о том, что средства Фонда национального благосостояния будут инвестированы в наш авиапром. 200 миллиардов рублей будет вложено за три года (2022–2024 гг.), а ещё 1,3 триллиона рублей – в 2025–2030 гг. Всего же стоимость программы развития самолётостроения предусматривает финансирование в 2,5 триллиона рублей. Из них 1,5 триллиона – из средств ФНБ. Примечательно, что деньги будут выделены под символические 1,5%. Надеемся, Россия вернёт себе небо в новом, 2022-м.

Константин Двинский

Фото: Irkut.com / Globallookpress

Источник: tsargrad.tv