Утвердив новый контракт с «Газпромом», британское правительство отказалось от поддержки санкций.
Принятое на прошлой неделе решение нового министра энергетики Великобритании Амбер Радд одобрить планы Centrica резко увеличить импорт газа, поставляемого «Газпромом», бросило тень на поддержку Великобританией вопроса санкций против России. В последние месяцы Великобритания, наряду с США, была одним из главных сторонников жестких санкций.
Многие бизнесмены в Германии и Франции считают санкции бессмысленными. Для них Россия является соседом, пусть порой и трудным, но нужным. Украина с этой точки зрения не имеет стратегического значения, и ее многочисленные проблемы проистекают из поглотившей страну коррупции. Теперь кажется, что Великобритания заняла аналогичную позицию по данному вопросу.
Во-первых, следует уяснить, что занимающаяся хранением и поставками газа британская компания Centrica не сделала ничего плохого. Намерение компании вести бизнес с русскими стало ответом на заявление AGM, глава которого констатировал: Россия будет основным поставщиком газа в Европу в течение длительного времени в будущем. Нет сомнения, что Centrica заключила очень хорошую сделку. Получив одобрение так легко, не будет ничего удивительного в том, что компания еще сильнее расширит сотрудничество с Газпромом.
Знает ли британское правительство, что оно делает? Только несколько недель назад предшественник Радд Эд Дэйви выступал в поддержку европейских санкций. Санкции были введены в качестве наказания за то, что произошло в Украине, и как средство применения экономического давления на Владимира Путина, с целью заставить его придерживаться минских соглашений.
Без ответа остается вопрос о том, действительно ли для английского правительства важна стратегия России, когда дело доходит до природного газа. Москва имеет две цели. Первая заключается в сохранении своей доли рынка природного газа по всему миру. Путин подписал соглашения с Китаем и Индией, но учитывая время, которое требуется на строительство газопроводов, дополнительные доходы не будут поступать в российскую казну в течение пяти лет или более. В течение этого времени Европа останется ключевым рынком для российского газа и основным источником краткосрочного дохода. Вторая цель требует исключить необходимость прохождения газа, предназначенного для Западной Европы, через Украину или другие области, например, страны Балтии, которые могли бы стать источником проблем.
Трубопроводный газ гораздо дешевле, чем сжиженный, и Россия уже давно дала понять, что рассчитывает сохранить свою долю на рынке за счет строительства новых трубопроводов, которые будут доставлять топливо на основные европейские рынки. На юге это намерение получило реализацию в виде нитки, которая проходит через Турцию в южную Европу, и далее на Балканы и потенциально в Грецию. «Турецкий поток» не повторит судьбу «Южного потока», а те, кто считают иначе, должны иметь ввиду, что на прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров в Белграде подписал контракт на продажу газа Сербии.
На севере стратегия предусматривала поставку газа по двум линиям — от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда. Бесперебойные поставки газа в Германию, самого большого рынка в Европе, — это главная цель. Но Газпром, который поставляет газ через «Северный поток», уже давно хотел расширить проект в Нидерланды, а затем дальше через канал в Великобританию. Эти дополнительные ветки известны как «Северный поток-3» и 4.
После окончания строительства Россия сможет обеспечить недорогим газом все основные европейские рынки в обход Украины. А Украина потеряет транзитную выручку и будет вынуждена искать средства на оплату российского газа, в котором она все еще нуждается. То, что Амбер Радд одобрила сделку Centrica, намного приближает реализацию всех этих планов.
Для России желание обеспечить долю на рынке, предлагая долгосрочные поставки по низким ценам, является полностью рациональным. Вполне понятным представляется аргумент: торговать с Россией выгодно, и новые контракты – отличный способ вовлечь страну в структуру международной торговли, что должно снизить вероятность открытого конфликта. Но этому противостоит риск попасть в зависимость. Очень логичным следующим шагом Газпрома станет обещание снизить цены еще больше, если будут построены «Северный поток-3» и 4.
Если бы эта сделка была частью серьезного урегулирования спора за Украину — восстановление отношений с Россией, превращение Украины в нейтральное и федеральное государство, диверсификация поставок газа в Европу и Великобританию, чтобы ни один поставщик не получил слишком большого влияния на рынке — это было бы приемлемым и даже приветствовалось бы всеми участниками международной торговли.
Источник: politobzor.net