Русские Вести

Россия как энергетическая держава нового типа


Определение России как «нефтяного государства» верно лишь частично, считает американский эксперт. Дело в том, что Россия представляет собой энергетическую державу совершенно нового типа. Она обладает мировым энергетическим влиянием, превосходящим влияние ОПЕК, поскольку занимает сильные позиции в нефтяной, газовой, угольной и атомной энергетике.

В американском издании «Morning News USA» пишут о «большом возвращении» России на Ближний Восток. По мнению аналитиков, Москва осуществила вмешательство в сирийскую войну с дальним прицелом и теперь готовится к «перетряске» мировой политической системы.

Пока Обама, не желающий увязать в сирийском конфликте, сосредоточился на Азии, Путин успешно доказал миру, что участие в антитеррористической операции вовсе не приводит к такому «увязанию». Пессимистические прогнозы Обамы по поводу российской операции в Сирии не сбылись, и именно Россия сегодня может продвинуть процесс политического урегулирования. Кроме того, Москва выручила своего союзника Асада.

Это не единственное, что должно бы указать на возрастание роли России и уменьшение роли США в мире. На днях произошла «встреча» безоружного российского истребителя и военного корабля «USS Donald Cook» в водах Балтийского моря. Европейское командование США в панике сообщило, что «Кук» столкнулся с «агрессивными манёврами» российского самолёта.

Всё это впечатляет, но главное в нарастании мощи России — отнюдь не военная составляющая и уж тем более не «агрессивные манёвры», о которых любит повествовать западная пресса. Главное — это глобальная энергетическая стратегия России.

Преподаватель Школы международных исследований при Университете штата Вашингтон Скотт Монтгомери (Scott L. Montgomery) считает, что характеристика России как «нефтяного государства» верна лишь отчасти. Россия представляет собой энергетическую державу совершенно нового типа. Она обладает мировым энергетическим влиянием, превосходящим даже влияние ОПЕК. Об этом эксперт рассказал на страницах издания «The Conversation».

«Россия — это не то, что вы думаете, — пишет автор. — Большая часть дискуссий о её энергетическом влиянии ведётся вокруг нефти и газа, в основном газа, и Россия может быть описана (и обычно описывается) как нефтегосударство (petro-state). Но в этом утверждении имеется лишь часть истины».

Эксперт убеждён, что нынешняя Россия формируется как энергетическая держава совершенно нового типа, и её глобальное влияние превосходит даже влияние ОПЕК. Фундаментальная причина такого возвышения России в том, что она занимает сильные позиции одновременно в нескольких энергетических отраслях, особенно в нефтяной, газовой, угольной и ядерной.

Её многоплановая энергетическая стратегия — от ископаемого топлива к новым программам ядерной энергетики — приводит к таким геополитическим и экономическим результатам, которые сказываются на соседях России в Европе и на развивающихся странах во всём мире.

Последние несколько лет Россия является крупнейшим в мире экспортёром углеводородов (нефть и газ, вместе взятые). Несмотря на многочисленные прогнозы по поводу того, что так не может продолжаться, признаков перемен тут нет. Важный момент: экспорт включает не только сырую нефть и природный газ, но и очищенные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, авиационное топливо и т.д.), которые экспортируются в Европу и Азию. Россия является ведущим экспортёром в этой ключевой категории уже почти десять лет и поставляет больше ОПЕК.

Приходится также признать, что эта страна гораздо богаче углеводородными ресурсами, нежели считалось до сих пор. Правда, из-за сильного снижения цен долгосрочный прогноз по российским углеводородам остаётся неопределённым.

Также аналитик отмечает высокую зависимость «экспортных клиентов» России в Европе от её поставок. Европейские страны зависят от России в среднем на 30% от получаемых извне углеводородов, особенно газа. Почти половина этих стран (в том числе Германия) получает углеводородов от России в диапазоне от 40 до 100%.

Всё больше и больше растёт зависимость от российских поставок стран Восточной Азии, в частности Китая, Японии и Южной Кореи. Ранее звучавшие официальные заявления о том, что такая зависимость будет преодолена или сокращена, оказались пустышками. Слабая экономическая ситуация заставила Европу предпочесть именно российский газ как более дешёвый. Восточная Азия пока находится на более ранней, но уже существенной ступени зависимости. Япония, крупнейший в мире импортёр СПГ, в настоящее время получает 10% общего объёма из России, и готова к новым сделкам.

Итог: нефть и газ России стали жизненно важными источниками энергии в большинстве наиболее экономически развитых стран мира. Если прогнозы Международного энергетического агентства и других подобных организаций верны, то спрос на природный газ в течение следующих нескольких десятилетий вырастет.

И это только половина истории!

Король Уголь и Король Атом — вот кто теперь Россия.

В России — огромные запасы угля, которые уступают по объёмам только американским. Русский угольный экспорт стабильно растёт с 2000 года: за это время поставки увеличились втрое, с 45 миллионов тонн до более чем 150 миллионов тонн (третье место в мире после Индонезии и Австралии).

Как и в случае с нефтью и газом, экспортируемый уголь идёт в Европу и Восточную Азию. Объём поставок приходится в первую очередь на Китай, Японию и Южную Корею (более 40%, и поставки продолжают расти). Спрос в Китае падает, зато растёт в Индии, Южной Корее, Турции, ряде стран Юго-Восточной Азии.

Стоит также отметить, что Россия очень хорошо расположена географически для экспорта по морским и железнодорожным маршрутам как на запад, так и на восток.

Наконец, русские успешно экспортируют по всему миру свои новейшие ядерные технологии.

«Ядерная сущность» Москвы — государственная компания «Росатом». С 2010 года «Росатом» подписал договоры и соглашения о сотрудничестве более чем с двумя десятками стран. Правда, эти страны не из богатейших: Вьетнам, Мьянма, Индонезия, Бангладеш, Армения, Турция, Иордания, Саудовская Аравия, Египет. Развивающиеся страны заинтересованы в ядерной энергетике по нескольким причинам: быстрый рост спроса на электроэнергию, стремление к нулевым углеродным выбросам и опасения по поводу национальной энергетической безопасности. В марте этого года Всемирная ядерная ассоциация сообщила о 65 реакторах на стадии строительства и о планируемых 173. Большинство из них — в Китае, Индии и в самой России. Но это не всё: есть ещё 337 предложений по новым реакторам от пятидесяти стран (из них 31 страна ведёт ядерно-энергетические программы), и большинство из них уже заключило какие-либо соглашения с Россией. Есть и другие страны в Африке, Юго-Восточной Азии и Южной Америке, которые проявили интерес и вполне могут присоединиться к «новой ядерной эре» позже.

Вывод: значение России как поставщика ядерных технологий и топлива будет только расти, и это даст Москве «мощное присутствие во многих частях развивающегося мира», да ещё и такое, какого никогда не достигал Советский Союз.

Вероятно, в течение следующего десятилетия Россия станет энергетической державой нового типа, чьё влияние выйдет далеко за пределы экономики, предполагает эксперт. 

Что касается нефти, то, добавим, радужного будущего здесь может и не случиться. На эту тему высказался на днях советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев.

По его словам, нефть перестает быть первичным энергоносителем; будущее принадлежит возобновляемым источникам энергии. «Вне зависимости, как себя будет вести картель нефтяных стран, с потреблением нефти как энергоносителя перспектив какого-то роста не предвидится ни сейчас, ни в обозримом будущем. Конечно, потребление нефти и газа как источников химического сырья будут расти, но на энергетическом рынке произошли кардинальные изменения», — сказал Глазьев корреспонденту ТАСС.

Он напомнил, что странам-производителям нефти не удалось договориться в Дохе о «заморозке» добычи нефти, и отметил, что в настоящее время мир переходит на новый технологический уклад: «Рост нового технологического уклада будет сопровождаться приростом не тепловой энергетики, а возобновляемых источников. Бурно идёт развитие солнечной энергетики, которая по удельной стоимости мощности выглядит лучше, чем тепловая энергетика».

Имеется на этот счёт и противоположное мнение.

Аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичёва на онлайн-конференции «Встреча в Дохе: что важно для нефти, а что нет» сказала: «Возможный уход от использования нефти и газа, а также альтернативные источники энергии — это очередной миф, раскрученный под «распил» бюджетов западных стран».

«Допускаю лишь один вариант возможности ухода от тотального использования углеводородов — изобретение абсолютно нового источника энергии, возможно, с участием атома или чего-то наподобие», — отметила она.

По её словам, «бич» цивилизации — дефицит энергии, поэтому-то Запад в походах за дешёвой энергией и развязывает войны. Тот же Запад поглядывает и на Россию.

Начальник управления операций на российском рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко напомнил: «Нефть — это не только бензин, это та же резина для покрышек «Tesla». А большинство электроэнергии пока добывается из невозобновляемых источников. Без нефти экономика не уедет никуда. Спрос на углеводороды диктуют законы физики: их энергетическая плотность на порядки выше, чем у аккумуляторов. По этой причине никогда не будет массовых электрических пассажирских самолётов и тому подобного. Электротранспорт — это хороший способ улучшить экологию в городах, но не снизить добычу нефти и газа».

Таким образом, эксперты сомневаются в «кардинальных изменениях» на энергетическом рынке. Нефть и газ по-прежнему будут играть важнейшую роль. Вероятно, будет расти и доля атомной энергетики. Возобновляемым источникам энергии ещё очень далеко до так называемых первичных. Поэтому, надо полагать, Россия сохранит своё мировое энергетическое влияние.

Олег Чувакин

Источник: topwar.ru