Бюджетные итоги 2018 года потрясают.
Благодаря феноменальному занижению легших в основу бюджета мировых цен на нефть (среднегодовая цена нефти Urals в 2018 году превысила 70 долл/барр) и применению «бюджетного правила», не позволяющего направлять на нужды России доходы от нефти сверх цены в 40 долл/барр, неиспользуемые остатки средств на счетах федерального бюджета выросли за год более чем в полтора раза — на 4,1 трлн.руб. — и превысили 10,25 трлн.
Федеральный бюджет привычно захлебывался от денег, а Россия столь же привычно задыхалась от их отсутствия. Людоедский либеральный принцип реализовывался последовательно, эффективно и убедительно.
Замораживанию денег страны в федеральном бюджете не помешал даже декабрьский всплеск расходов. Декабрьский дефицит составил 697 млрд руб. — более четверти месячных расходов, 7% ВВП. Однако, несмотря на это, годовой профицит превысил 2,7 трлн. руб., — 2,7% ВВП.
А доходы федерального бюджета от неожиданной для государства и противоречащей его официальным прогнозам девальвации рубля (с конца декабря 2018 по сравнению с концом декабря 2017 года она превысила 20%) составили более 914 млрд руб.
Интересно, что колоссальный приток денег, насколько можно судить, существенно снизил качество работы Минфина: возможно, он просто расслабился.
Так, серьезно выросла неравномерность расходов от месяца к месяцу. Если в 2017 году декабрьский пик бюджетных расходов едва ли не впервые превысил средний уровень предшествующих 11 месяцев менее чем вдвое, то в 2018 он вернулся к привычным параметрам и превысил среднемесячный уровень января-ноября более чем в 2,1 раза.
Точно так же выросла неравномерность исполнения бюджета по основным статьям расходов. Если в 2012—2016 годах среднеквадратичное отклонение исполнения этих статей от уровня исполнения расходной части бюджета в целом с учетом величины этих статей (большое отклонение по незначительной статье может значить меньшее, чем маленькое — по одной из основных статей расходов) колебалось в пределах 1,6%-2,4%, то в прошлом году оно подскочило до беспрецедентных 3,6%. При этом прошлогодний уровень — 2,4% - также был рекордно высоким.
Наглядное падение качества работы, проявляющееся в росте неравномерности исполнения бюджета и по месяцам, и по основным статьям расходов, представляется вполне естественным.
В самом деле, какой смысл имеет контроль за бюджетной дисциплиной в ситуации, когда само же государство прилагает все усилия, чтобы не допустить использования денег народа России в его интересах?
Кому нужна бюджетная дисциплина, когда сама уплата налогов откровенно утратила всякий содержательный смысл и превратилась в ритуальную демонстрацию подчиненности и едва ли не рабской зависимости субъектов экономики от высочайшего произвола? Ведь бюджетные резервы позволяют полностью финансировать расходы государства в течение почти 7,5 мес., — и лживость наглых заявлений официальных лиц в стиле «денег нет, но вы держитесь» очевидна уже далеко не только специалистам.
Налоговый террор (при котором налоговые службы, действуя совместно с правоохранителями, буквально выжигают успешный бизнес, не имеющий политической «крыши»), насколько можно судить по беседам с предпринимателями, буквально захлестнул страну сразу после переизбрания президента Путина. Но причина этого, насколько можно судить, не только в искусственно организованном кризисе региональных бюджетов и не только в общей вероятной стратегии либералов по доведению народа России до Майдана.
Запугивание агрессивной жестокостью представляется простейшим способом принуждения людей к заведомо бессмысленным действиям. Если обычные люди, в том числе и занимающиеся бизнесом по инерции, возможно, еще верят в то, что уплачиваемые ими налоги идут на нужды страны, ее руководители, похоже, уже четко понимают неверность этого подхода и действуют на опережение, ориентируясь на тот момент, когда нелепость уплаты налогов этому государству станет очевидной для последнего недобитого индивидуального предпринимателя.
Бюджетная политика 2018 года с кристальной ясностью показывает: либеральный блок в госуправлении, руководящий, среди прочего, всей социально-экономической сферой, взял уверенный курс на создание в стране невыносимых условий для жизни критически значимой части населения и на доведение людей до стихийных выступлений. Помимо бюджетной, важным элементом этой политики является массовое саморазоблачение широких кругов чиновников и наглядная демонстрация ими гражданам России того, что они на самом деле о них думают.
У разных групп либералов в рамках этой общей концепции могут быть разные стратегические цели — от захвата власти (или просто продвижения по службе) до полного уничтожения российской цивилизации в интересах одного из основных участников глобальной конкуренции (и, кстати, отнюдь не обязательно одного только Запада).
Однако сама эта политика, наглядно демонстрируемая бюджетной отчетностью Минфина, неоспорима в своей простоте и наглядности.
Когда-то, в начале 90-х, нам рассказывали о том, что Россия должна «встать на рельсы движения по рыночному пути».
Сегодня, насколько можно судить, почти те же сказочники железной рукой ставят нас на рельсы движения по катастрофическому пути Украины — по пути Майдана и не только краха государственности, но и массового одичания.