Русские Вести

Рига попросила Москву активнее использовать латвийские порты


На заседании латвийско-российской межправительственной комиссии Латвия призвала Россию продолжать использовать латвийские порты для перевозки грузов, несмотря на развитие собственных портов.

Как заявил министр сообщения Латвии Улдис Аугулис, «в последнее время с особым интересом мы смотрим в направлении стран Восточной Азии с целью привлечения новых грузов, и очень важно подчеркнуть, что сотрудничество Латвии со странами Азии рука об руку идет с сотрудничеством Латвии и России. Надеемся на продолжение взаимодействия и призываем Россию и в дальнейшем использовать наши порты, несмотря на то, что вы активно развиваете свои порты», передает ТАСС.

Аугулис, в частности, выразил интерес к росту контейнерных перевозок из Китая в Европу через Россию и Латвию. Рига воспользовалась возможностью межправкомиссии, чтобы напомнить Москве о своих портах, испытывающих проблемы из-за падения грузооборота.

Россия уже давно целенаправленно перенаправляет грузы через прибалтийские порты в собственные, в частности, порт Усть-Луга. Долгие годы даже после развала СССР Россия продолжала кормить прибалтийскую экономику, так как оставалась главным источником их грузопотока. Однако уже в 2016 году ситуация начала выправляться: латвийские порты потеряли часть российских грузов, тогда как российские порты, наоборот, нарастили оборот.

Согласно данным за семь месяцев 2017 года, объем перевалки грузов в портах Балтийского бассейна вырос на 6%, до 143,9 млн тонн. Оборот контейнеров в российских портах Санкт-Петербурга, Усть-Луга и Калининграда вырос на 10,3%, до 1,3 млн TEU.

Между тем латвийские порты в этом году тоже показывают рост: по итогам первого полугодия 2017 года ими было перевалено почти 34 млн тонн грузов, что на 7% больше, чем в прошлогодний период. Однако это может объясняться в целом ростом морских перевозок. Тогда как крупнейший в стране Рижский порт продолжает терять грузы: в первом полугодии он перевалил на 4,1% меньше, чем годом ранее, – лишь 17,5 млн тонн. С другой стороны, Вентспилсский порт и Лиепайский порт сумели привлечь на себя новые грузы и нарастили грузооборот за этот же период. Из-за потери российских грузов Латвия обратила пристальное внимание на азиатские, прежде всего китайские, грузы.

Однако Россия вряд ли изменит своей стратегии – перевести значительную часть прибалтийских грузопотоков на собственные порты.

В рамках межправкомиссии реальные договоренности двух стран были достигнуты не по морским, а по автомобильным грузовым перевозкам. На фоне роста грузоперевозок автотранспортом Москва и Рига договорились о выдаче дополнительных 3 тыс. разрешений для своих перевозчиков.

Также стороны договорились подписать договор о прямых международных железнодорожных перевозках между Латвией и Россией. По словам Аугулиса, Латвия его уже согласовала и готова подписать, как только к этому будет готова Россия.

В конце мая источники сообщили, что РЖД с весны начали отклонять большинство заявок железнодорожных операторов на перевозку грузов в направлении латвийских портов. Кроме того, Россия намерена организовать паромное сообщение через Усть-Лугу и Балтийск для связи с Калининградской областью в обход Литвы, о чем газета ВЗГЛЯД подробно писала.

В сентябре прошлого года газета ВЗГЛЯД рассказывала о том, как Прибалтика проиграла борьбу за российский транзит, что значительно снизило доходы латвийских, литовских и эстонских портов.

Источник: vz.ru