Почему пробуксовывает сложившаяся в стране экономическая модель.
Уровень жизни в России последние годы неуклонно падает – население беднеет. Реальные располагаемые доходы, то есть те деньги, которые остаются у человека на руках после вычета всех обязательных платежей и за вычетом инфляции, сокращаются уже третий год. Несмотря на официальные данные о снижении инфляции до 4-5%, в реальности цены возросли. Дорожают товары первой необходимости, например, лекарства. Валидол стоит 45 рублей, а раньше было 15, обычный ртутный медицинский термометр подорожал более чем вдвое. Инфляция на эти товары получается уже порядка 200-300%. И статистические игры Правительства никогда не убедят в обратном пенсионера, который тратит на лекарства свои деньги.
Еще хуже дело обстоит если сравнивать наш уровень жизни с развитыми странами. Мы находимся по этому показателю далеко позади. Например, в Европе пенсионеры, уходя на заслуженный отдых, продолжают вести полноценную жизнь, имеют возможность путешествовать и так далее. У нас нет. Средняя пенсия – в районе 10 тысяч рублей, часто и того меньше, а путевка в Крым стоит минимум 15 тысяч рублей.
Отдельный разговор о бизнесе. В современных условиях очень сложно вести в России бизнес честно и прозрачно. Коррупции со стороны контрольных органов, действительно, стало меньше. Но на уровне административного гнета это не отразилось. Государство никак не может преодолеть недоверие к бизнесу. Не помогает его развитию, а отслеживает все до мелочей. Контролирующие органы считают, что борются с потенциальными жуликами, которых во что бы то ни стало надо поймать. На отдельных участкахони меняют свой стиль работы, но в целом продолжает царить принцип "если вы не находитесь в тюрьме, то это не ваша заслуга, а наша недоработка".
Главная причина – в неэффективности сложившейся в стране экономической модели. Как она работала? Государство собирало доходы с продажи сырья и распределяло по статьям бюджета. Страна фактически жила на сырьевой ренте. При таком раскладе частный бизнес можно было давить, зажимать, не обращать на него внимания. Но стоило обвалится ценам на сырье, как схема перестала работать – денег стало не хватать. Начался затяжной кризис.
Решение, как мы считаем, только в переходе к политике экономического роста. Поэтому нашу программу мы и назвали «Стратегия роста». Сейчас Россия мало производит и много потребляет. Невозможно, производя на уровне Африки, жить, как в Европе. Мы хотим изменить эту ситуацию: дать волю частной инициативе, помочь деньгами промышленности, строительству, сельскому хозяйству, приоритетно финансировать социальную сферу (прежде всего, медицину и образование), в несколько раз снизить процент по кредиту.
Сравнивая минимальный размер оплаты труда в текущих ценах России с развитыми странами, видно, что мы отстаем по этому критерию в 15 раз. А по средней зарплате – в 7. Самый показательный момент – средняя зарплата в России ниже, чем прожиточный минимум в Германии, Франции и Канаде. Сейчас средний кошелек российской семьи – 73 тысячи рублей в месяц, на сбережения из среднего семейного бюджета идет 6-6,5 %, а на еду 22-23% (большая доля расходов на еду - признак бедных стран).
Отдельно надо упомянуть об инфляции, которой наши оппоненты любят пугать. Во-первых, нулевая инфляция существует только на кладбище. Во-вторых, инфляции как при Гайдаре, когда цены росли каждый день, не будет. В-третьих, инфляция подобна температуре: когда организм борется с болезнью, температура растет и это хорошо. Масса стран успешно развивались в условиях двухзначного роста цен (Япония, Италия и т.д.). И только создав сильную полноценную экономику, можно делать борьбу с инфляцией главной целью экономической политики. Мы пока от этого далеки и небольшая инфляция при условии экономического роста, сопровождающегося ростом доходов населения, не навредит. Мы же пока имеем инфляцию и загибающуюся экономику. Эту тенденцию надо сломать: оживить экономику и добиться роста.
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.