Почему в столице учитель зарабатывает 60−90 тыс. рублей, а в тверском райцентре в шесть раз меньше?
Заработки москвичей и жителей провинции отличается в разы. Причем, особенно ярко такое расслоение заметно в учреждениях Министерства образования. В причинах дискриминации преподавателей из глубинки попробовали разобраться эксперты «Свободной прессы».
Не так давно на заседании правительства Москвы обсуждалась программа «Столичное образование». Мэр Сергей Собянин сообщил, что по большинству показателей она выполняется успешно. Например, как отметил Сергей Семёнович, средняя зарплата московских учителей сегодня составляет 69 тысяч рублей в месяц.
Эта цифра взволновала широкую педагогическую общественность. В социальных сетях появилось немало сердитых комментариев, авторы которых утверждали, что преподают в столичных школах и больше 60 тысяч ни разу не заработали. Им резонно отвечали, что 69 — это средняя цифра, и посчитана она правильно. Просто те учителя, кто зарабатывает 70−80 тысяч, а также завучи и директора, получающие до 120-ти, помалкивают. Не случайно же на работу в московскую школу сейчас без конкурса или без блата не устроишься.
В виртуальную полемику вступали и педагоги из провинции. Интересовались, когда у них тоже начнут выполнять такие замечательные программы, приближать зарплаты костромских, тамбовских и тверских учителей к московским. А то работаешь как проклятый и получаешь 10−12 тысяч. Столичные полемисты говорили в ответ, что вопрос, во-первых, не по адресу. А во-вторых (тут уже речь велась не прямо, а полунамёками), Кострома и Тверь всё ж не Москва. Надо такие вещи понимать.
Между тем, во времена СССР учителям в Москве и в самом дальнем райцентре платили почти одинаково. Их зарплаты отличались процентов на 20. Если кто-то из читателей по молодости лет этого не знает, может спросить у родителей.
Вам не нравится, когда в пример ставят «совок» и «уравниловку»? Получите аргумент с противоположной стороны земного шара: в США, даже в самой глубокой провинции, молодой учитель без стажа зарабатывает минимум две тысячи долларов в месяц. Его коллега в Нью-Йорке и Вашингтоне получает примерно столько же, если тоже преподаёт в государственной школе, а не частной.
Откуда же в России такие африканские контрасты? Или это враги наклеветали?
Да нет, всё правда. Вот официальная статистика, например, по Оленинскому району Тверской области. В первом квартале текущего года средняя зарплата школьного учителя там составила 14 тысяч 373 рубля. Это с завучами и директорами, которые получают далеко за 20 тысяч. Молодые педагоги, стало быть, зарабатывают как раз 10−12 тысяч.
Оленинский район хорошо известен многим моим коллегам-журналистам. Во-первых, отсюда по мужской линии происходит Юрий Михайлович Лужков. В 30-е годы прошлого века папа Лужкова отправился из села Молодой Туд на заработки в Москву, встретил там девушку из Башкирии, служившую няней в богатой семье, и скоро они родили сына, который через полвека станет главным человеком в российской столице, воплощением её сбывшихся надежд.
Во-вторых, теперешний глава Оленинского района Олег Дубов — выпускник факультета журналистики МГУ и популярный блогер. Благодаря Дубову невидимые миру слёзы российской глубинки становятся видимыми.
Четыре года назад Олег Игоревич прославился своим «Открытым письмом москвичам». Там он ответил на обвинения одного столичного публициста, писавшего, что в российской провинции живут спившиеся маргиналы. «А разве ваше благополучие не за счет нас построено, не ценой обнищания и деградации десятков российских областей? — спросил у москвичей Дубов. — До сих пор успешные и богатые жители столицы смотрят на жителей провинциальной России как на быдло, как на туземцев, как на жителей оккупированного пространства, призванных служить „высшей расе“, которой повезло родиться с московской пропиской».
Это суровое письмо жарко обсуждался в социальных сетях. Олегу справедливо указали, что не надо всех столичных жителей мешать в одну кучу, большинство из них — скромные воспитанные люди. А те малообразованные выскочки, которые портят имидж столицы, довольно часто и не коренные москвичи вовсе, а происходят, как тот же Юрий Лужков, из глубокой и не чужой вам провинции.
В прошлом году Дубов снова оказался в центре скандала. В Оленинском районе провёли конкурс красоты. Фотографии победительниц Олег выставил у себя в живом журнале и Фейсбуке. А потом московские журналистки (среди них оказалась звезда Болотной площади Ольга Романова, супруга узника режима бизнесмена Алексея Козлова), прошлись по дешёвым нарядам и не слишком гламурным причёскам оленинских красавиц. Дубов за красавиц заступился, ответил столичным журналисткам так, что мало не показалось. После чего популярная всероссийская газета для потехи дала и снимок победительниц конкурса, и письмо Дубова, и комментарии журналисток.
Олег руководит районом с 1996 года. Впервые земляки избрали его главным оленинским начальником в 27 лет и четыре раза переизбирали. За это время, на зависть другим районам, оленинцы под руководством Дубова построили приличные дороги до каждой деревни, отремонтировали сельские клубы, сохранили библиотеки, почти в каждом селе открыли тренажёрные залы. Недавно Олег увлекательно рассказывал мне, как за совсем небольшие деньги можно вести дорожный ремонт, прокладывать водопроводы, как сэкономить на расходах по отоплению посёлка. Этот человек делает всё, чтобы вывести район из нищеты к опрятной бедности — но молодёжь из Оленино и окрестных сёл всё равно уезжает.
Как ей не уезжать? На зарплату в 10−12 тысяч рублей в современной России жить очень трудно. Причем, учительские доходы ещё не самые низкие. Довольно много народу в районе получает по 8−9 тысяч. Няни, уборщицы и другой младший персонал бюджетных учреждений сидят на МРОТе, минимальной оплате труда. Это пять с половиной тысяч рублей.
А вот цены в Оленино не сильно отличаются от московских. Процентов на 20 — именно так отличались учительские заработки в столице и глубинке во времена СССР. А теперь заработки отличаются в пять-семь раз.
Можно, конечно, изо всех сил экономить, покупать молоко не в магазине, а у соседей, за картошкой ездить из райцентра в деревню, одеваться с китайской барахолки. Но, как не крутись, при доходах в 10 тысяч почти все деньги уйдёт на еду и одежду.
Тот праздник жизни, который с утра до ночи транслирует телевизор, вся реклама «пежо» и «рено», рассказы московских, питерских или новосибирских однокурсников о поездках в Таиланд или Турцию — это Марс для сеятеля разумного, доброго, вечного с доходом в 10 тысяч рублей. А сиротский местный бюджет даже при честных, не ворующих начальниках никак не способен этому человеку помочь.
В следующей статье, продолжая цикл «Москва и Россия», я расскажу вам о противоположной проблеме: как на благоустройстве обычного столичного двора, на бесконечной перекладке бордюров, ежегодном сдирании и раскатывании нового асфальта, на спиливании одних и высадке других деревьев освоить миллион рублей, потом ещё полмиллиона, а после этого поднатужиться и освоить ещё полтора. Тоже нелегкая работа, особенно если под ногами путаются всякие общественники.
А пока — комментарий к африканской разнице в зарплатах российских учителей.
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке:
— Считаю такое положение дел неправильным. Мы много раз предлагали, чтобы средняя заработная плата педагога, не только учителя, вообще педагога, была связана не только со средней заработной платой по региону, но и со средней заработной платой по стране. Вряд ли качество работы московских учителей, при всем к ним уважении, во столько же раз выше, чем в Тверской области, как и их заработная плата.
Причём, к средней зарплате по региону и средней по России должна быть приравнена не зарплата педагога как таковая, а плата за одну ставку. А то сейчас большинство учителей в России работают на полторы ставки и грустно шутят, что мы работаем на полторы, потому что на одну ставку есть нечего, а на две — есть некогда.
Приходилось слышать мнение, что в Москве высокие зарплаты педагогов обеспечиваются за счет оптимизации. В незначительной степени это так. Потому что система подушевого финансирования приводит к увеличению количества учеников в классе, к ликвидации небольших школ. Но выигрывает ли образование от того, что в классе становится больше учеников? Выигрывает ли образование от того, что школы становятся крупнее и объединяются в так называемые комплексы или, как их часто учителя называют, холдинги? Это большой вопрос. То есть это та ситуация, когда зарплатные интересы учителя не всегда совпадают с интересами образования.
Кроме того, я хочу заметить, что так называемая оптимизация идет и по всем регионам страны. Напомню, что в «проклятые 90-е» количество школ в России сократилось всего лишь на одну тысячу, а в 2000-е - более чем на 19 тысяч. Почему? Не потому, что мы стали беднее, и даже не потому, что детей стало меньше. А потому, что было объединено подушевое финансирование и так называемая оптимизация. В основном были сокращены сельские школы, небольшие городские школы тоже сократили.
Самая же главная проблема заключается в том, что, согласно статье 114 Конституции, российское правительство обязано проводить единую социальную, в том числе образовательную, политику на территории всей страны. Между тем, разница в финансировании в расчете на душу одного ученика достигает в разных регионах 10 раз. Соответственно, очень сильно различается и заработная плата. У нас практически нет единого образовательного пространства, потому что качество образования очень сильно зависит от того, сколько выделяется денег в расчете на одного ученика. Московский бюджет гораздо более богатый, чем бюджет регионов. И поэтому главная причина того, что в Москве заработная плата намного выше, это не оптимизация, это разница в бюджетах.
Источник: http://kvadropril.livejournal.com/7983.html