Оставив в стороне всю болтологию на долю праздным говорунам, скажу честно, со стариковской прямотой: никуда не уйти от проблем производства в самом их грубом, жестяном и земляном виде! Ни институтами, ни выборами, ни справедливыми судами сыт не будешь, как не будет и их в стране голодных. Это всё трепотня. Производить надо! Никак не обойти вопрос производства. То, что мы сами для себя сделали и потребили – сперва произведено. И то, что мы продали другим людям – тоже произведено. За границу ли продали, или в соседнее село, как ни крути – сперва произведено. Если сам себе огурцы-помидоры выращиваешь, и потом непосредственно сам кушаешь – это производство. И если покупаешь помидоры, это тоже производство, ибо ведь не даром же тебе их дают! Сперва что-то своё продал, а уж потом чужой выработки вещь купил! И никак иначе...
Люди, которые говорят о «европейском выборе», не подумав, с чем они явятся на европейский рынок – умалишённые. Ведь вливаясь в разделение труда, нужно сперва обеспечить себе там достойное место – иначе поставят у параши.
Если нет возможности добыть достойное место в чужом разделении труда – тогда создавай своё, альтернативное. Если огурцы или перчик слишком дорого покупать, невыносимы требования поставщиков – значит, сам их выращивай.
А на забугорные инвестиции надеяться – глупо. Деловой человек не приедет просто так, на чужой земле производство налаживать. Чего-то его здесь привлекает, и почти[1] всегда для нас унизительное. Или рабочие руки дешёвые – что закрепляет колониальный статус. Или природное сырьё дешевле –а с какой стати? Или дома ему загрязнять природу запретили – он к нам припёрся с грязью, а нам оно надо?
Ну, зачем то же он сюда едет! И в большинстве случаев его мотивы – отнюдь не комплимент для национальной власти, а наоборот, упрёк: сырьё разбазаривает за бесценок, людей в нищете держать позволяет, профсоюзы не развиты, экологическое законодательство слишком «либерально» и т.п. Приток иностранных инвестиций нужно не с радостью принимать, а как набат тревоги: чего это они из дома в чужие края вдруг производство переносят? Чего этому жулью там, дома, запретили, что у нас разгильдяйски разрешено?
+++
Народы, как и люди – бывают высокой квалификации, средней и чернорабочей. Если мы сунемся на мировой рынок, ничего своего не отладив, то нас иначе как говночистами, туда не возьмут. Кто не имеет высокой квалификации – тот и на хорошую работу в разделении труда не может претендовать. Это касается не только человека без диплома, но и нацию без специализации.
Вот, к примеру, Швейцария. Понятно, что большая часть её доходов – от банков. Но часть населения кормится со знаменитых, брендовых, швейцарских часов, сыра, шоколада, перочинных ножичков и т.п. Начинать с банков сложновато, а вот с производства своих часов, сыра, шоколада, ножиков – в самый раз.
Если у тебя нет достойного предложения для мирового рынка – нечего туда и соваться. Развивай внутреннее производство, закрывшись протекционистскими пошлинами и неконвертируемой валютой. Научись сперва собственный рынок обслуживать, и на внутреннем рынке конкурировать, а уж потом суйся на мировой!
Иначе тебе там рожу начистят, и всех делов. Это как человек, который никогда боксом не занимался – и вдруг выперся на ринг международных соревнований по боксу! Извини, брат: ты сперва в секцию бокса походи, потом выиграй школьный турнир, потом районный...
Пройди все ступени – и в итоге, может быть, возьмёшь приз на международных соревнованиях. А ехать туда без подготовки – зачем?! Люлей получить и инвалидом сделаться?!
Именно так с нами, республиками СССР, и случилось: мы выперлись на ринг международной конкуренции, получили там «в жбан» и сели в инвалидное кресло, не живы, ни мертвы...
+++
Пока ты не сделал перочинный нож лучше швейцарского – не лезь туда, где торгуют швейцарцы. И их к себе не пускай – на то у тебя и политическая власть. Тренируйся, тренируйся, тренируйся... Когда поймёшь, что твои часики золотые не хуже, чем из Цюриха – тогда и попробуй выйти на мировой рынок. Но не раньше.
Потому что это у швейцарского правительства задача весь мир, включая и твоих сограждан-жлобов, снабдить ШВЕЙЦАРСКИМИ часами. Не помогай чужому правительству в достижении его целей, у тебя-то цель снабдить весь мир российскими часами. А если весь мир пока не получается – тогда хотя бы подконтрольное пространство.
И не беда, что часики сперва будут корявые, что сограждане будут ныть об импорте! Никто не становится мастером спорта с первого же часа тренировок! Никто не становится чемпионом мира на первом же соревновании! И чтобы побить мировой рекорд – нужно сперва побить местные рекорды.
Кто бьётся – тот добьётся. А кто раскрылся мировому рынку – получает на нём место говночиста, навсегда, решив за себя, и за детей, и детей их детей. Хочешь сам быть ассенизатором и детям вантуз передать по наследству – тогда играй по их, европейским правилам! А не хочешь, замкнись и сопротивляйся, готовься к конкуренции настоящим образом, как к войне, которой она, в принципе, и является...
+++
Производить надо! Оставив в стороне все политиканские дрязги и демагогию – сжать зубы и производить! Отвоёвывать себе достойное место в мировом разделении труда – которое просто так, даром, никто не отдаст. Никто не отдаст своих детей в говночисты взамен твоих! Делай свои часы и сыр, если не хочешь поколениями плясать в кокошнике перед туристами, как индеец в резервации!
И для того, чтобы перейти к этой мудрости – есть у меня конкретные рекомендации, не носящие пугаюшего революционного характера.
+++
Продукт бывает разный. Экономисты поймут меня: бывает продукт редкий, а бывает типовой. Бывает такой, который нужен время от времени, а бывает такой, что нужен каждый день. Бывает продукт, насчёт которого не знаешь, продашь ли, а бывает продукт гарантированного спроса.
Если государство, говоря без политкорректности, обосралось (чего уж греха таить?! Все видят!) – то начинать возрождение нужно именно с продуктов гарантированного спроса. Обосрались – не беда, дело житейское. Главное, воля подмыться и весь век в говне не ходить.
Государству такому нужны две вещи: производство своё ставить и деньги в бюджет. А совмещение двух этих потребностей приходится на гарантированный спрос, на монополизацию продуктов гарантированного спроса.
Бери, например, торговлю лекарствами в свои руки. И фальсификаций лекарств меньше, и фармакологической мафии удар, и здоровье нации под контролем, и деньги нешуточные в государственный бюджет: человек хлеба не доест, а лекарство потребное купит!
А не хочется разорять фармакологическую мафию – тогда бери в свои руки снабжение гарантированных сегментов спроса. А они есть, и все знают, что они есть. Вот продукты питания – разве они только в кафе поступают?
Прежде всего – кормит государство армию, больницы, школы, государственные учреждения. Здесь столовые. Здесь имеется стабильный и гарантированный государством спрос. Никогда не поверю, что государство не знает, сколько у него солдат, или думает, что их кормить не нужно.
Именно в этих точках гарантированного, стабильного спроса и нужно нужно в первую очередь выдавливать никому не нужные «госзакупки» и производить потребную продукцию силами государственных унитарных предприятий.
Если известно заранее количество сельхозпродукции, которая нужна для кормления армии, то почему не запустить сеть госхозов на селе, с плановыми поставками? Работа в этих госхозах с гарантированным сбытом может стать подлинной школой подготовки кадров. Человек доказывает свою пригодность и профессиональную состоятельность, повышая урожайность, перевыполняя планы, добиваясь успехов со сбытом излишков продукции госхоза. И, соответственно, проверенный делом – идёт выше...
А как иначе подготовить управленческие кадры для госслужбы? В рядах тёмного и вороватого бизнеса? Или из студентов, не нюхавших реального хозяйствования, подготовленных шарлатанами ВШЭ?
Задача подготовки кадров гармонично сочетается с повышением устойчивости и безопасности снабжения армии, больничных и школьных столовых, и т.п. Производство продукта контролируется государством от первой стадии (посева) до конечного потребления. А, как известно, по настоящему контролировать можно только то, что целиком и полностью в твоих руках. Равно как и ручаться можно только за то, что под твоим контролем.
А ручаться за поставщиков в рамках коррумпированных донельзя «госзакупок» через тендеры, которые неизвестно где производят неизвестно сколько неизвестно чего, и продают государству (а завтра могут отказаться продавать, запросто!) – нельзя. Просто неумно ручаться за тех, чьего дела не знаешь и не контролируешь.
+++
Вообще, на мой взгляд, производство стандартизированной продукции, чьи свойства жёстко заданы ГОСТом – разумнее национализировать и осуществлять на госпредприятиях. Понятно, что государственный дом мод или государственное производство авторских тортов, дизайнерских ремонтов – неэффективны.
Но зачем нужен частник там, где не только не нужно, но и строжайше запрещено «креативить», где нет места авторскому креативу по определению? Кирпич – он и есть кирпич. Если это особый, художественный, авторский кирпич – другое дело. Но стандартный кирпич, заданный ГОСТом – лучше делать на госпредприятии. В ещё большей степени это относится к топливу (бензин и другие виды топлива), электроэнергии, сахару и др. видам стандартизированной продукции. Продукцию высоких степеней стандартизации можно и нужно изготавливать в рамках госмонополии, на том хотя бы основании, что предприимчивость в таком производстве – не нужна и даже подсудна.
Кстати говоря, в СССР лучше всего обстояло дело со стандартизированной продукцией. То, что колбасы иной раз не хватало, все помнят, но кто вспомнит нехватки бензина или электроэнергии? Советская энергосистема во всём мире признавалась и признаётся сегодня, задним числом, самой надёжной и эффективной. Отключения электроэнергии в СССР случались гораздо реже, чем в США или Европе, устранялись быстрее и качественнее.
И если можно говорить о дефиците джинсов или женских сапог в советской торговле, то совершенно невозможно говорить о дефиците топлива или электроэнергии. Из чего следует вывод: эти типы производства, за счёт их высокой заданной ГОСТом стандартизации продукции, наиболее приспособлены к плановой системе производства. Там они и должны оставаться. Или – переходить туда через механизм национализации, если распроданы бойкими жуликами в частные руки.
Не нужны частные руки производству электричества, бензина или сахара. Это не те виды товаров, к которым частные руки могут что-то полезное добавить. Наоборот: от них там только лишние издержки и лишние проблемы для общества.
Я нормально отношусь к частному мясокомбинату, частной пекарне, частному пошивочному ателье, частному дизайнерскому или туристическому агентству. Ведь им нужно удовлетворять микроспрос, очень дискретный, очень индивидуальный. Пошить на весь народ штаны одного размера нелепо. А вот произвести на весь народ одинаковое напряжение в электросети или одинаковые (соответствующие ГОСТу) виды топлива на всех заправках страны – не только можно, но и нужно. Неужели цель экономики в том, чтобы всякие Василии Алибабаевичи на частных заправках бензин ослиной мочой разбавляли? А если нет – то зачем частные Василии Алибабаевичи? Чего они могут добавить к стандарту топлива, который по определению должен соблюдаться всюду неукоснительно?
Дискретный микроспрос формирует и мелкотоварное производство, подлаживающееся под капризы заказчика. Но топливо – не торт на свадьбу, и не ремонт в квартире! Оно не может и не должно подлаживаться под капризы каждого автовладельца, оно во все автомобили страны поступает нескольких строго утверждённых марок! А иначе это уже фальсификат. Так зачем в этой сфере частный производитель и посредник? Криминальные мотивации очевидны, но я не о них спрашиваю.
Зачем – если говорить о пользе страны и народа – нужны частные нефтеперегонные заводы, частные автозаправки? Или частные сахарные заводы – чего они могут добавить в производство строго ограниченного требованиями качества продукта? Для чего тут «креативный менеджер» - есть речь идёт о стандартных мешках с сахаром?!
Если стандартизированные виды потребительской продукции перевести в государственный сектор экономики, то на этом секторе будет учиться и расти поколение управленцев, которые делом, а не словом, докажут свою пригодность «людей государевых». Смог образцово организовать снабжение закреплённых воинских частей картофелем, вырастил его много, так что много излишков продал по коммерческой цене – значит, будешь хорош и рангом выше, в качестве министра, например.
Современные же российские министры делом не испытаны. Они или мальчики с иностранными дипломами, «страшно далеки от народа», или же из крупного тёмного бизнеса, выстроенного на воровстве, коррупции и рвачестве. Таких назначать министрами – всё равно что медведя назначать главным по пчеловодству. Как разорять улья – он знает отменно, а вот как их сколотить и пчёл разводить – откуда медведю знать?!
Если у страны появится нормальный госсектор производства, открытый и прозрачный, а не тёмный, как частный бизнес с его «коммерческой тайной» во всём – то появится и прозрачная система взращивания государственных кадров, проверенных реальным сектором руководителей. Самый успешный из всех пост-советских политиков, А.Г.Лукашенко, сделавший самую бедную из 15 республик республикой с самым высоким качеством жизни – начинал как председатель колхоза.
И это не случайно. Кто научился работать с землёй и на земле в малых площадях, тот и на больших площадях всё понимает. Ибо государство – тот же колхоз, или фермерское хозяйство, только территория больше. И хороший фермер делает всё то же самое, что и хороший глава государства.
Ведь задача главы государства – максимально эффективно и рачительно использовать возможности контролируемой территории. Этому учатся на опыте фермеров, директоров заводов. Этому нельзя научиться в ВШЭ, живущей в своём причудливом мире...
+++
Почему государство, содержащее армию, как планово-убыточную систему, не может взять в свои руки снабжение этой армии продовольствием, униформой, оружием? Зачем эти дебильные, затратные и очень рискованные, в случае войны, непредсказуемые «аутсорсеры», «поставщики по конкурсу» и прочая жуликоватая неконтролируемая генералитетом публика?
А что будет, если вдруг война (армия под такой случай и создаётся) – а они вдруг прервут снабжение? Просто вот придут к ним ребята с долларами, и заплатят за всю продукцию дороже, чем государство на своих госзакупках может дать?
Скажу больше: страну, которая не держит в своих руках собственной продовольственной безопасности – можно и без войны удушить костлявой рукой голода. Недаром США ведут разговоры о морской блокаде РФ! А ну как перестанут приходить сухогрузы «нефть в обмен на продовольствие», чем людей кормить? Нефтью? Сырой?! Или лесом-кругляком?
+++
Вывод из моих слов один: нельзя назвать себя государством, правительством – и при этом возложить всё снабжение процессов на подданных лиц. Так сделали Меровинги – почитайте, чем они закончили! Государство, которое само себя не снабжает – становится ненужным всем, как династия Меровингов. Оно изживает себя изнутри. У него нет кадров, способных организовать полный цикл дела, а есть только недоумки ВШЭ, несущие всякий бред про незаменимость иностранных инвесторов.
А вы – вспомните мультик про Вовку в тридевятом царстве:
-Вы за меня всё делать будете?
-Ага!
-И пальцы за меня загибать будете?
-Ага!
-И кушать тоже за меня будете?
-Ага...
Кто за вас всё сделает, тот за вас всё скушает. Это не я – это мудрость веков и опыт Меровингов говорит!
[1] Исключением, о котором я много писал, как экономист, является энергетика. Допустим, у нас есть мощная река, которая вращает турбины ГЭС или атомная электростанция. Себестоимость энергии от них – на порядок ниже, чем на ТЭС. И это привлекает иностранного производителя, не разоряя и не унижая нас. Тут можно говорить о взаимной выгоде: он получает дешёвую (объективно) электроэнергию, а мы – новое производство на своей территории. Но и тут нужно следить – каким образом достигнута дешевизна энергетической компоненты в себестоимости продукции, не в ущерб ли национальным интересам? Это действительно уникальный дар природы и инженерного гения, или, как в случае с дешёвыми рабочими руками – дар безответственной политической власти?
Вазген Авагян