В настоящий момент в России реализуется программа в сфере городского общественного транспорта. Наверное, жители Москвы уже забыли, что такое ездить на старых изношенных автобусах. А вот во многих регионах гражданам до сих пор приходится сталкиваться с подобным "чудом" каждый день.
Однако процесс обновления общественного транспорта является не таким лёгким, как кажется на первый взгляд.
Во-первых, модернизация общественного транспорта требует огромных денег (даже по самым скромным оценкам, речь идёт о нескольких триллионах рублей). А у регионов чаще всего таких финансовых возможностей нет.
Во-вторых, нельзя просто обновить подвижной состав, не пересмотрев маршрутную сеть, тарифную политику и систему контрактов с перевозчиками, не разработав детальные планы развития инфраструктуры и т. д. Только комплексный подход к развитию общественного транспорта способен обеспечить высокое качество этой социальной услуги для горожан.
В-третьих, если уж и закупать десятки тысяч автобусов, троллейбусов и трамваев, то делать это необходимо у отечественных производителей. Ведь производство транспортных средств – важнейшая высокотехнологичная отрасль экономики, которая помимо развития соответствующих компетенций обеспечивает работой сотни тысяч граждан. Но наши российские производители должны быть готовы к такому большому заказу. Если же пойти по простому пути и закупить транспорт за границей, то для нашей экономики эффект от такого обновления будет значительно ниже.
Поэтому перед государством встала весьма сложная задача. С одной стороны, проблема есть, и решать её жизненно важно, но, с другой, необходимо было разработать такой проект, который исключал бы ошибки в процессе всей его реализации.
И такой проект появился. Министерство транспорта РФ совместно с госкорпорацией развития ВЭБ.РФ представило в прошлом году Федеральный проект "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях". Документ необходимо разделить на два этапа реализации: 2020 – 2024 и 2025 – 2030 гг. Первый этап уже стартовал и набирает обороты.
Всего до 2030 года предполагается вложить в модернизацию общественного транспорта 5,1 трлн рублей. На эти деньги будет обновлён транспортный парк в 104 агломерациях (в т.ч. 75 % автобусов и 25 % электротранспорта).
А в данный момент с участием ВЭБ.РФ ведутся работы по исполнению поручения президента РФ по утверждению и реализации единой по стране программы модернизации общественного транспорта.
Начало положено
Старт проекту был дан в прошлом году в Твери. ВЭБ.РФ профинансировал поставку 438 отечественных автобусов ЛиАЗ (входит в Группу ГАЗ) на общую сумму в 3,03 млрд рублей. В феврале 2020 года на маршрут вышли новые автобусы, которые заменили отъездившие свой срок троллейбусы и аварийные маршрутки.
При реализации проекта помимо обновления автобусного парка была предусмотрена прозрачная тарифная политика, контроль за исполнением графика работы перевозчиков, обеспечение льготного проезда на всех маршрутах, повышение экономической эффективности предприятий городского и межмуниципального транспорта. Всё это оптимизировало пассажиропотоки, позволило жителям дешевле и комфортнее передвигаться по городу, ликвидировало перебои в расписании автобусов.
Для Тверской области данный проект является базовым, он имеет высокую социальную значимость. Качественная система организации общественного транспорта – это один из элементов развития региона в целом.
Обновление общественного транспорта в Твери показало свою эффективность и коммерческую целесообразность. Поэтому, выполнив поставленные задачи, ВЭБ.РФ вышел из проекта, передав его профильному инвестору.
ВЭБ.РФ уже начал масштабирование модели на другие города. На сегодняшний момент подписаны соглашения о сотрудничестве и разработаны дорожные карты развития общественного транспорта в 15 городах, в том числе с Нижним Новгородом, Тверью, Челябинском, Барнаулом, Благовещенском, Пензой, Южно-Сахалинском, Йошкар-Олой, Курском, Уфой, Астраханью, Владивостоком и другими.
Параллельно с Тверью происходила реформа общественного транспорта и в Перми. ВЭБ.РФ совместно с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) профинансировали приобретение 111 низкопольных отечественных автобусов производства ЛиАЗ (входит в Группу ГАЗ) на 1,3 млрд рублей. Половина из них работает на компримированном природном газе, что значительно снижает нагрузку на экологию.
В пермском проекте, как и в тверском, регион перешёл к работе по так называемым брутто-контрактам. Их суть заключается в том, что плата за проезд пассажиров поступает не непосредственно перевозчикам, а в городской бюджет. И уже оттуда перевозчики получают плату за фактически выполненный объём работы. Это позволило уйти от "гонки" перевозчиков, что существенным образом снизило аварийность на дорогах.
Не автобусом единым
Рассказывая о модернизации систем общественного транспорта, особое внимание следует уделить трамваю. Всё же автобусы – основной, но и самый лёгкий для запуска в эксплуатацию вид транспорта. А вот для организации трамвайного движения приходится "помучиться". Необходимо решать много вопросов, начиная от прокладки рельсов, заканчивая закупкой более дорогой техники.
Но результат уже есть. Пилотный проект организации трамвайного движения был запущен в Таганроге. Его реализация позволит возродить сеть таганрогского трамвая и сделать более комфортным передвижение жителей города. Более того, данный проект имеет ещё и большую историческую подоплеку, ведь трамвайное движение в Таганроге было запущено в 1932 году, но, увы, несколько лет назад в связи с финансовыми убытками было остановлено. Однако совместная инициатива Совета Федерации и госкорпорации ВЭБ.РФ позволила возродить детище советской эпохи.
"Таганрогский трамвай" является первым и пока единственным в России проектом по модернизации всей трамвайной сети города. Его общая стоимость составляет 11,8 млрд рублей, из которых 3,6 млрд – финансирование со стороны ВЭБ.РФ. Планируется модернизировать 45,5 километра трамвайных путей, построить депо и 8 тяговых подстанций, а также вывести на линию 60 современных трамваев отечественного производства.
10 сентября в Таганроге завершили начальный этап проекта. Движение в ближайшее время начнётся пока только по первым 10,6 километра, но сам факт запуска не может не вдохновлять. До конца сентября на линию выйдут 10 новых трамваев, 7 из которых уже доставлены в город.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила проделанную работу и обозначила окончательный срок реализации проекта:
Состояние трамвайной сети было удручающим, износ составлял 90 процентов. По достигнутой договорённости правительством РФ был разработан план концессии на принципах частно-государственного партнёрства. Уже через год построены 10 километров новых современных трамвайных путей с остановочными павильонами, построены и будут запущены в эксплуатацию к сентябрю 2022 года остальные 35 километров путей и 60 новых трамваев. Это большая работа.
Первый заместитель председателя ВЭБ.РФ – член правления Николай Цехомский отметил следующее:
В следующем году таганрогский трамвай празднует своё 90-летие. Сейчас трамваем пользуется примерно 20 % жителей Таганрога. После реализации проекта их будет в два раза больше. Сейчас средняя скорость трамвая составляет порядка 12 километров в час, ожидается, что она вырастет в два раза до 20-25 километров в час, что существенно ускорит движение пассажиров. В результате проекта жители города получат услугу совершенно другого качества – современный, технологичный, удобный транспорт для ежедневных поездок по городу.
Безусловно, количество ДТП существенно сократится в городе. Также запуск трамвая означает обновление самого облика города. Здесь очень много интересных исторических объектов. Но, к сожалению, Таганрог никогда не рассматривался в качестве туристического центра. Мы считаем, что улучшение качества транспортной инфраструктуры – первая ласточка. Надеемся, что она придаст импульс развитию туристической отрасли в Таганроге.
Первый год реализации проекта обновления общественного транспорта в российских городах даёт уверенность в том, что все планы будут выполнены и большинство наших граждан уже в ближайшие годы станут передвигаться на современных автобусах, троллейбусах и трамваях. И это тот случай, когда социальная политика государства, реализуемая институтом развития ВЭБ.РФ, идёт "рука об руку" с экономикой. Ведь каждый рубль, вложенный в модернизацию общественного транспорта городов, будет работать не только на улучшение качества жизни населения, но и пойдёт на развитие транспортного машиностроения.
Константин Двинский
Фото: ВЭБ.РФ