Русские Вести

Проблемы газового лидерства Литвы


Трёхлетнюю годовщину своего странного существования литовский терминал СПГ встретил долгожданной и убедительной победой. В клайпедской гавани ошвартовался и разгрузился газовоз из самих США, после трансатлантического перехода. В Литву доставлено 140.000 м3 сжиженного энергоносителя, уверения в политической поддержке и счёт за оплату оной. Валютная цена вопроса засекречена, известна эйфория литовских профильных чиновников в министерском ранге:

«Подобные события достойны отдельной графы в истории и энергетике Литвы... наш важнейший стратегический партнёр стал и газовым партнёром! Американский газ усилит энергетическую независимость Литвы, увеличит конкуренцию среди газовых поставщиков, гарантирует лучшие цены для потребителей всего региона...»

Два месяца назад ровно такой же объём СПГ из США принял польский терминал в Свиноуйсьце. Данный объект отличается от литовского по нескольким важнейшим параметрам. Все они не в пользу восточного соседа Польши.

Терминал в Свиноуйсьце обладает приёмной мощностью в 5 млрд. м3 и её можно расширить до 7.5 млрд. м3 при сравнительно умеренных вложениях.

Литовские приёмные возможности в 4 млрд. ежегодных кубометров расширить технически невозможно. Разве что приобрести ещё один регазификационный корабль, что невозможно финансово и не имеет энергетического смысла.

Польский терминал способен принимать газовозы вместимостью до 210.000 м3 (тип Q-Flex), литовский – до 150.000 м3. Польский газовый импорт хранится на берегу в нескольких независимых хранилищах, литовский – внутри ёмкостей плавучей «Independence».

Терминал в Свиноуйсьце обошёлся в 1 млрд. $. Его строительство обеспечивалось государственным бюджетом, частными инвесторами и безвозмездными траншами ЕС. Кредитное обременение составляет около 15% от этой суммы, что для польской энергетики и государственных расходов не критично.

Терминал в Клайпеде полностью приобретён в кредит с уникальными условиями только арендных платежей размером 0.63 млрд. $ в течение 10 лет. Что вдвое превышает стоимость означенного терминала. В 2024 году норвежский собственник литовского корабля-регазификатора продаст его за дополнительную сумму – и не факт, что нынешнему арендатору.

Польский СПГ-объект ориентирован исключительно на внутренний рынок и даже после модернизации (которая не планируется) сможет обеспечить около половины газовых потребностей страны.

Литовский терминал изначально планировался эпицентром энергетической экспансии, но столкнулся со скепсисом соседей и необходимостью принуждения к сжиженным закупкам литовских потребителей.

При этом польские власти оценивают поставки сжиженного газа из США кардинально иначе, чем их литовские визави. Глава МИД Польши сформулировал оценку следующим образом:

«Мы намерены покупать американский газ – но при условии конкурентной цены, сравнимой с другими поставщиками. Пока что газ из США значительно дороже катарского или российского. Если американцы предложат контракт с учётом наших пожеланий, мы сможем его рассмотреть...»

Газ США гарантирует «лучшие» цены, если «лучшесть» определяется размером цен. Существуют различные оценки текущей себестоимости СПГ заокеанского происхождения на европейском рынке, они варьируются в пределах 160-200 $ за тысячу кубометров. С учётом дальней доставки, перекачки, хранения и распределения по сетям принимающей стороны.

Текущая стоимость продукции «Газпрома» по долгосрочным контрактам со странами ЕС в среднем равна 180 $/тыс. м3.

Польша не готова переплачивать за газ только на основании его заокеанского происхождения. Литва заключила контракт на несколько трансатлантических поставок без оглядки на коммерческие условия.

Польша в 2016 году полноценного функционирования своего СПГ-терминала увеличила закупки у «Газпрома» сразу на 20 %, с 8.9 до 11 млрд. м3. Литва в том же году приобрела 60% потребного газа в Катаре по самой высокой цене в ЕС, на 44% дороже среднеевропейского показателя.

Польша в прошлом году нарастила суммарный объём газового потребления до 15 млрд. м3 Причём СПГ составил всего 1 млрд. м3 (19% мощности терминала в Свиноуйсьце) и не компенсировал падения добычи на польских месторождениях голубого топлива.

Литва мечтает сотворить газовое месторождение из СПГ-терминала на клайпедском рейде и яростно обижается на всех соседей (включая Польшу!) за отказ участвовать в углеводородных спекуляциях в качестве конечных потребителей.

С некоторым запозданием особенности «конкуренции среди газовых поставщиков» осознаются и в прибалтийском государстве. За первое полугодие-2017 «Газпром» поставил в Литву 0.8 млрд. м3 – при 0.9 млрд. м3 за весь прошлый год. На фоне активных отказов литовских фирм от приобретения норвежского газа ввиду его дороговизны. На фоне административного принуждения к сжиженным закупкам. На фоне радостных реляций по поводу американских углеводородов – дорогих даже для Польши. На фоне куда более финансово самодостаточной и экономически развитой, чем дистрофичный прибалтийский тигрёнок.

Проблемы энергетического лидерства Литвы на региональном рынке природного газа обусловлены отсутствием желания политизированных закупок топлива по завышенным ценам – частичное внутри страны и полное за её пределами. Ожидать американских поставок сжиженного газа ниже себестоимости – верх экономической безграмотности и политической наивности. Реальность загружается на каждый балкер с грузом пенсильванского угля для украинских нужд по демократически удвоенной цене.

Проект «Make America Great Again» предусматривает именно такое партнёрство с союзниками – в форме их Great-расходов во благо США. Again & Again.

Источник: www.grtribune.ru