Русские Вести

«Прихватизатор» в бегах


Наконец-то ключевых «успешных реформаторов» 90-х начинают называть уже и на самом высоком официальном уровне, теми, кем они на самом деле являются. В том числе речь идет о Чубайсе.

Как заявил президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарной сессии Восточного экономического форума, он не понимает, зачем Анатолий Чубайс «удрал» из России.

«Мне показали фотографии, где он уже не Чубайс, а Моше Израилевич какой-то, живет где-то там. Зачем он это делает, — заметил президент, — я не понимаю. Может быть, это связано с тем, что идут сложные процессы в структуре, которую он возглавлял долгие годы, и там большая дыра, огромная дыра финансовая. Большие цифры. Но там, слава Богу, нет каких-то уголовных дел, преследования. Может быть, с этим связано, что он опасается, что в конечном итоге это все приведет к возникновению каких-то уголовных дел, поэтому в Израиле даже перешел на нелегальное положение. На фига ему это нужно, я, честно говоря, не понимаю»,— сказал Владимир Путин.

Напомним, Анатолий Чубайс — один из самых одиозных идеологов и организаторов грабительских экономических реформ, проведенных в России в 90-х годах. Именно он провернул невиданную еще в истории России аферу с пресловутыми ваучерами, которая позволила нагло обмануть миллионы россиян.

В разное время Анатолий Борисович занимал руководящие должности в правительстве РФ, при Ельцине был руководителем Администрации президента. В 2000-е, возглавлял корпорацию «Роснано», где с треском провалился. С 2020 по 2022 годы занимал должность специального представителя президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития. Сбежал из России в марте 2022 года после того, как Путин подписал указ о его отставке с поста спецпредставителя.

После этого отставной «прихватизатор» стал лихорадочно метаться по миру, как видно, заметая следы. Его видели то в Турции, то в Израиле, то в Германии, то в Италии. А во вторник петербургский портал «Фонтанка.ру» опубликовал новое видео с Чубайсом. Кадры были сняты в аэропорту в Риге в прошлую субботу.

На них перешедший на нелегальное положение беглец с небольшим чемоданом торопливо направляется на посадку. То ли в Амстердам, то ли в Анталию: рейсы в эти города стартовали с интервалом в пять минут. В мае СМИ писали, что он и его жена оформляют долгосрочные израильские документы. Издание «Октагон» утверждало, будто Чубайс в своем израильском паспорте получит имя Анатолий Борухович Сагал.

Власти на его счет долгое время хранили молчание, и вот, наконец, уже сам глава государства вынес в адрес Чубайса резкий и нелицеприятный вердикт, высказав предположение, что он сбежал и прячется за границей, возможно, в связи с тем, что в «Роснано», которое он возглавлял, обнаружена огромная «финансовая дыра». Как деликатно, отметил президент с присущим ему тактом, уголовных дел там пока нет, однако, указав, что Чубайс «перешел на нелегальное положение». Тем самым фактически Путин признал, что они вполне могут появиться. А о том, что такое и в самом деле более чем вероятно, пишут и говорят уже давно.

Еще в 2013 году Счетная палата провела проверку первых пяти лет работы «Роснано». Только на зарплату и социальные выплаты было потрачено 7 млрд рублей. В расчете на одного сотрудника получка за пять лет выросла в девять раз — с 65 до 593 тысяч рублей. Зарплата Чубайса за эти годы составляла от 20,5 до 23 млн рублей в год.

Не в накладе были и другие топ-менеджеры: они получали 10-15 млн в год. Чубайс же, как свидетельствовала «Комсомольская правда», жил отнюдь не на одну зарплату, его общий только официальный доход за год превышал 200 млн рублей. Вклады, ценные бумаги, торговля землей — Анатолий Борисович не брезговал ничем. В итоге только за пять лет «непосильных трудов» этот «талантливый менеджер» заработал 1 млрд 104 (!) млн рублей, из них его зарплата в «Роснано» составила — 102,2 млн рублей.

Но в 2014-м году, наконец, прозвучала сирена тревоги — убытки «Роснано» составили 8,4 млрд руб. Тем не менее в 2015 году зарплата главы компании выросла до 40-45 млн рублей в год. А в 2017 году, по данным СМИ, зарплата Чубайса подскочила в среднем до 160 млн рублей в год. Если это правда, то за шесть последних лет работы в «Роснано» он получил около 700 млн рублей.

Тем временем в 2019 и 2020 годах показатели «Роснано» окончательно рухнули. И в конце 2020-го года Чубайс, поняв, что запахло «жареным», поспешно покинул тонущий «корабль». Выяснилось, что знаменитый «Роснано», якобы «флагман научно-технической мысли России», как это было позиционировано, на самом деле находится в предбанкротном состоянии. Новый глава «Роснано» Сергей Куликов был вынужден просить Генпрокуратуру проверить деятельность «Роснано» с 2010-го по 2020 годы.

«За период 2010-2020 гг. объем внешних заимствований АО «Роснано» составил более 290 млрд рублей, — написал Куликов в обращении к генпрокурору Игорю Краснову. — По состоянию на 31 декабря 2020 года внешний долг компании насчитывал более 146 млрд рублей. За период 2010-2021 годов расходы на обслуживание долга составили 126 млрд рублей». Больше половины долгов (76 млрд руб) — это за кредиты от банков. Остальные 70 млрд — общая стоимость выпущенных «Роснано» облигаций.

Куликов при этом отметил, что признаки банкротства появились давно — еще в середине «десятых» годов. Но, как мы помним, именно тогда, на роскошном корпоративе компании на встрече 2016 года, Чубайс произнес свою самую знаменитую и сразу ставшую скандальной фразу: «У нас очень много денег. А значит, у нас есть вторая премия помимо первой!». Да, у самого Чубайса и в самом деле было «очень много денег», а вот у вверенной ему компании образовалась «финансовая дыра».

В СМИ уже называли провальные проекты «Роснано» в период менеджмента новоиспеченного «Моше Израилевича». Так, почти 14 млрд рублей корпорация потратила на создание предприятия по производству поликристаллического кремния, который применяется в солнечной энергетике. Однако вскоре выяснилось, что в КНР делают тот же продукт в четыре раза дешевле.

Счетная палата позже выяснила, что в «Роснано» знали, что цены на поликремний падают из-за роста его выпуска в Китае. Себестоимость производства, которое пытались наладить в Иркутской области, в разы превышала его рыночную цену. В итоге завод так и остался на бумаге.

В 2011 году Чубайс с помпой представил в Москве якобы супер-инновационную разработку — планшет с гибким экраном. И с апломбом обещал к 2013 году запустить в производство 2,1 млн таких дисплеев в год. В проект вложили 7,5 млрд рублей, но никакого завода так и не появилось. Планшет от Чубайса оказался не в состоянии конкурировать с айпадом от Apple, который оказался лучше его по всем характеристикам.

Новосибирский завод «Лиотех» в 2011 году был заявлен как «крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов», в проект вложили от 13,5 до 15 млрд рублей. Однако предприятие тоже столкнулось со слабым спросом на продукцию. К тому же оно набрало кредитов на 10 млрд рублей и обанкротилось. В итоге здание завода выставили на продажу за 1 млрд рублей как «производственно-складской комплекс».

«Столетие» уже не раз писало о проделках этого наглого «прихватизатора», которого дружно и давно ненавидит вся страна, давно били тревогу и другие СМИ, видные экономисты с цифрами в руках предупреждали о провальной деятельности Чубайса, но ему долго удавалось выходить сухим из воды.

Однако, похоже, времена меняются. Об этом свидетельствует и последнее резкое заявление президента насчет Чубайса, и бегство за границу ректора РАНХиГС Владимира Мау, и недавнее громкое увольнение с поста директора Института США и Канады Валерия Гарбузова.

И хотя, в ответ на вопрос о возможном возврате активов из частной собственности в государственную, президент подчеркнул, что никакой деприватизации не намечается, жесткий вердикт главы государства в адрес отца грабительской «прихватизации» — убедительный показатель того, что время «неприкасаемых» проходит. Их смывает грозная волна СВО и растущие требования россиян изгнать фальшивых либеральных кумиров с насиженных государственных постов во всех сферах.

Николай Петров

Источник: www.stoletie.ru