Сверхприбыль офшорных компаний
РЭУ им. Плеханова представил исследование, согласно которому маржинальность всех цепочек пищевой промышленности и торговых сетей в 2020 году показала небывалый рост. В отличие от иных отраслей экономики, которые в год коронакризиса продемонстрировали убытки либо, в лучшем случае, работали на грани рентабельности, пищевая промышленность и ретейл смогли существенным образом нарастить доходы.
Исследование РЭУ им. Плеханова стало особенно актуальным в контексте недавнего выступления премьер-министра Михаила Мишустина в Государственной Думе, в ходе которого глава правительства прямо обвинил производителей и торговые сети в стремлении получить сверхприбыль за счёт необоснованного завышения стоимости своих товаров.
Так, выручка производителей продовольствия в 2020 году выросла на 32% к 2019 году, а прибыль – на 69%. Подобные показатели являются аномальными. Если посмотреть финансовые показатели крупнейших публичных компаний, то можно увидеть, что их цифры являются ещё более впечатляющими, чем указано в исследовании РЭУ им. Плеханова. Так, чистая прибыль "Русагро" выросла в 2,48 раза, до 24,35 млрд рублей, "Черкизово" – в 2,26 раза, до 15,17 млрд рублей.
К сожалению, юрисдикция крупнейших компаний сектора АПК немногим отличается от ситуации в иных отраслях экономики. Значительная часть предприятий зарегистрирована в офшорах. Соответственно, прибыль, заработанная на нашем рынке, отправляется за границу.
Что касается ретейла, то здесь также имеется небывалый рост финансовых показателей. Аналитики РЭУ им. Плеханова подсчитали, что доход торговых сетей от реализации вырос в 2020 году в среднем на 41%, а прибыль – в полтора раза. Показатели чистой прибыли крупнейших ретейлеров выглядят следующим образом:
Как видим, X5 Retail Group нарастила свою прибыль практически наполовину, "Магнит" – практически в полтора раза, а "Лента" и вовсе выбралась из отрицательных значений во вполне "приятный" плюс. Разбирать факт, что почти весь ретейл зарегистрирован в офшорах, лишний раз не будем.
Необоснованное завышение цен и стремление получить краткосрочную сверхприбыль прямо сказываются на уровне доходов граждан. Согласно данным Росстата, в 2020 году рост цен на продовольственные товары составил 3,91%. При этом доходы граждан упали на 3,5%. Здесь же следует отметить, что данные Росстата не всегда отличаются объективностью, однако иных официальных источников у нас нет. Однако если даже оперировать государственной статистикой, стремительное обнищание граждан налицо!
Два удара по барыгам
Конечно, можно долго говорить о мировой ценовой конъюнктуре, о том, что инфляция у нас носит немонетарный характер и импортирована с мировых рынков. Всё это, безусловно, так. Но Россия является крупнейшим производителем продовольствия и, как следствие, имеет все возможности для того, чтобы не зависеть от мировых цен, находясь практически на полном самообеспечении.
Для этого необходимо предпринять две меры. Во-первых, провести реальную деофшоризацию отрасли. Отток капитала является одной из главных причин, поскольку ведёт к вымыванию валюты из страны, что ослабляет рубль. Чем менее устойчив рубль – тем выше инфляция.
Во-вторых, правительство обязано заниматься регулированием цен. Все разговоры, что это противоречит каким-то мифическим правилам "свободного рынка", являются ложью. Как видно из показателей стремительно увеличивающейся прибыли производителей продуктов и торговых сетей, речь идёт всего лишь о недополученной прибыли, но не о нанесении убытков субъектам предпринимательской деятельности. Ранее бизнес великолепно себя чувствовал и при меньшей маржинальности. Это нисколько не мешало ему активно развиваться, вытесняя с отечественного рынка иностранных конкурентов.
Однако политика импортозамещения в сфере АПК породила офшорных гигантов. Безусловно, нынешняя ситуация куда лучше той, когда Россия являлась чистым импортёром продовольствия, а на рынке доминировали иностранные торговые сети. Но текущий этап является промежуточным в политике импортозамещения и протекционизма. Для доведения её до логического завершения необходимо реализовать две вышеуказанные меры.
Константин Двинский