Правительство прижмёт топливных олигархов?


Ситуация с мировым ростом цен на сырьевые товары заставляет правительство всё больше отказываться от механизмов либерального монетаризма и использовать инструменты государственного капитализма.

В конце прошлого года, после разгромного совещания у Владимира Путина, посвящённого небывалому росту цен на продовольствие, правительство применило весьма успешные методы регулирования рынка. Были введены экспортные пошлины, квоты, а также установлены предельные цены на ряд товаров. Все это помогло сдержать цены на продовольствие: пока в мире оно продолжило динамику роста, у нас как минимум заморозилось, а в ряде случаев (как, например, по сахару) цены и вовсе упали.

Тем не менее остальные отрасли пока что не подверглись жёсткому государственному регулированию. Видимо, решающими здесь являются поручения Путина, без которых Белый дом боится взять на себя инициативу. Пока что мы лишь видим одиночные попытки государственников (Белоусов, Абрамченко) бороться с импортом инфляции.  Но, судя по всему, в скором времени определённые решения будут приняты на рынке нефтепродуктов.

И снова рост цен

Цена на бензин и дизель растёт если не кратными, то весьма тревожными темпами. А ведь моторное топливо, без преувеличения, можно сравнить с транспортной инфраструктурой, являющейся опорным каркасом экономики. Без дешёвого и доступного бензина страдают все отрасли: начиная от логистики, заканчивая сельским хозяйством. Именно поэтому правительство обязано не просто сдерживать, но и снижать реальные цены на моторное топливо. Россия, как крупнейшая нефтедобывающая страна, способна обеспечить внутренних потребителей самыми комфортными в мире условиями. Нефть – наше географическое преимущество перед другими странами. Мы не должны зарабатывать на ней на внутреннем рынке. Наоборот, низкими ценами на энергоносители необходимо пользоваться для ускоренного развития высокотехнологичных отраслей, сельского хозяйства, промышленности и т. д.

Тем не менее с начала года бензин подорожал на 4,1% при инфляции в 3,7%. При этом правительство декларирует намерение обеспечить рост цен на моторное топливо на уровне не выше инфляции. Хотя здесь непонятен следующий момент. Если инфляция, допустим, составит 15% при аналогичных темпах роста бензина, то кабмин сделает вид, что всё нормально?

Принимать меры надо быстро

Тем не менее правительство наконец-то намеревается действовать решительно. В течение двух недель (то есть до 1 июля) Минэнерго определится с целесообразностью введения предельных цен на моторное топливо в оптовом сегменте.

Подобная мера уже применялась в 2018–2019 годах и показала себя эффективно. Затем был разработан так называемый нефтяной демпфер. Его суть заключается в том, что правительство компенсирует нефтяникам разницу между экспортной ценой и внутренней. Цель – стимулировать компании на продажу нефтепродуктов на внутреннем рынке.

У автора этих строк возникает вопрос: почему государство должно платить деньги нефтяникам за свою же нефть? Это достояние нашего народа, а не группы сырьевых олигархов. Правительство должно не упрашивать, а заставлять нефтяников продавать бензин внутри страны по тем ценам, которые сочтет справедливыми. К счастью, именно в этом направлении Минэнерго и двигается.

Впрочем, нынешняя ситуация в очередной раз актуализирует вопрос о целесообразности наличия на нефтяном рынке частных компаний. На газовом рынке у нас есть госмонополия – "Газпром". Цены на голубое топливо индексируются в пределах инфляции, возмущения населения и бизнеса стоимостью газа нет. Так почему бы не повторить этот положительный опыт и в нефтянке?

Константин Двинский

Источник: old.tsargrad.tv