Русские Вести

Правительство ограничит обогащение за счёт госкорпораций


Государство ударит по сверхдоходам топ-менеджеров! Эта новость, безусловно, будет принята в обществе крайне положительно. Однако Царьград помнит слишком много подобных попыток, чтобы на слово поверить очередной. Рассказываем, что происходит.

Сверхдоходы выплатят по-новому

Доходы руководителей государственных корпораций и компаний – больная тема нашего общества. В самом деле – предприятия, предназначенные для принесения прибыли этому самому обществу, обогащают главным образом собственных руководителей.

Безумные деньги "Роснано", выкачанные Чубайсом, гигантские выплаты в "Аэрофлоте" и "Почте России", обогащение руководителей ВТБ постоянно вызывали активное неприятие в обществе. Доходы руководителей госпредприятий стараются держать в тайне – они исчезли из официальных отчётов после того как стали известны доходы Андрея Костина.

И вот, кажется, прогресс: "Коммерсанту" стало известно, что подписано постановление правительства, корректирующее систему премирования руководства госкомпаний. Составлен перечень из 117 коммерческих организаций с государственным участием (самый обширный из всех подобных официальных документов) – и указано, что годовое вознаграждение, основной источник дохода руководителей, будет зависеть от реализации ими отдельных значимых проектов и достижения ключевых показателей эффективности – КПЭ, которые чаще называют на американский манер KPI.

В то же время подчёркивается, что будут использованы не только финансовые показатели, но и "отраслевые, увязанные с национальными целями развития". Идеально расплывчатая формулировка, оценивающая скорее риторические способности руководителей (умение рассказать, как хорошо они поработали), чем их реальный вклад.

Менеджеры хитрее законодателей

Что ж, попытка далеко не первая. Росимущество ещё в 2014 году разработало систему КПЭ и методику привязки к ней вознаграждений, но после некоторых колебаний Кремль отклонил инициативу – вместо этого топ-менеджеров призвали самим как-то умерить собственные аппетиты.

Не получилось решить вопрос и через парламент – вот, например, новость от 2017 года: Депутаты Государственной думы отклонили законопроект об ограничении зарплат для руководителей госкорпораций.

Более того, именно в эти даты (2014 и 2017 годы) было два скандала вокруг главного "народного" источника сведений о доходах наших топов. Сперва Андрей Костин пошёл на жёсткий конфликт с Forbes, оценившим его доходы за 2013 год в 35 миллионов долларов, а потом, в результате постоянного давления со стороны фигурантов, издание вообще отказалось от рейтинга доходов топ-менеджеров госкомпаний. Даже архивные страницы с их профилями бесследно исчезли с сайта Forbes.

Заодно было решено указывать не личные доходы членов Советов директоров и правлений, а только совокупные: в том же ВТБ 2019 года это было 2,23 млрд руб. на 11 человек.

А вот 2020 год: Владимир Путин заявил, что его коробит размер зарплат топов, были сделаны попытки их ограничить, но, опять же, безрезультатные – прикрылись пандемией, во время которой лошадей не меняют.

Уместно напомнить также знаменитое правило, согласно которому зарплата руководителя государственного учреждения (например, больницы, школы) не может превышать средний доход сотрудников (без учёта замов и главбухов) более чем в 8 раз. Этот законопроект мусолили три года, вступил в силу он в 2017-м – и тут же появилась масса способов его обхода. Во-первых, появились замы с огромными зарплатами – на них ограничение не распространялось. Во-вторых, потеряли прежнюю работу самые низкооплачиваемые сотрудники (технички, санитары и т. д.) – их стали выводить в отдельные организации и заключать с ними договоры оказания услуг. Царьград делал резонансное расследование по одному из таких случаев. Сейчас правило формально действует, фактически о каких-то проверках его выполнения давно не слышно.

Да что там дела давно минувших дней – совсем недавно, 27 октября, Минфин России отказался вводить потолок зарплат для топ-менеджеров: пресс-служба министерства сообщила, что намерена "учитывать сложившиеся на рынке вознаграждения", чтобы определять размер выплат. И это ведомство Антона Силуанова, экономящее на каждой копейке для населения! Потолок, правда, планировался действительно "низкий", всего-то три зарплаты премьер-министра, то есть примерно 30 млн рублей в год.

Они обнаглели

О том, что доходы руководителей государственных компаний должны соответствовать коммерческим успехам этих компаний, говорил, между прочим, ещё Владимир Ленин, когда требовал "посадить всю бюрократическую сволочь на тантьему", то есть на процент от прибыли. Тем не менее именно СССР сформировал уникальную экономическую систему, при которой заработок руководителей крайне слабо коррелировал с успехами вверенных им предприятий (которые, напомним, все были государственными). Но в те годы этот заработок был хотя бы вменяемым, не превышал в десятки, сотни, тысячи раз зарплату рядового сотрудника.

Интересно, что с советских времён заработки членов правительства не особенно выросли. Министр союзного правительства в 1970-е получал 800 рублей, что, конечно, меньше, чем нынешние 700 тысяч (в среднем), но какой-то радикальной разницы нет. И там и там к должности прилагается и увесистое гособеспечение на сопоставимые суммы.

Иное дело в бизнесе, пусть и государственном. Директор крупного оборонного завода, "почтового ящика", мог зарабатывать до 700 рублей в месяц – огромные деньги по советским временам, согласитесь. Но совершенно смешные по сравнению с условным миллионом в месяц плюс несколькими десятками миллионов годового бонуса гендиректору и члену правления весьма среднего государственного АО. Причём деньги эти выплачиваются чаще всего "по умолчанию", независимо от успехов предприятия. Длительные неудачи приводят, как правило, к отставке руководства, но и то зачастую с "золотым парашютом" – если не удавалось с уголовным делом.

Эксперты утверждают, что первые же обещания ограничить доходы вызвали целую серию увольнений топ-менеджеров: говорят о бегстве из "Транснефти", РЖД, ряда банков. Люди стараются пересесть в чисто коммерческие организации, где их сохранившиеся со времён госкомпаний связи оцениваются исключительно высоко. В то же время нам представляется, что директора бегут скорее от санкций, от изъятия зарубежной собственности и блокировки счетов, чем опасаясь снижения своих доходов.

Хочется верить, что правительство ведёт реестр этих беглецов, дабы исключить их возвращение в государственные компании после очередного изменения правил игры.

А мы ведём реестр безуспешных попыток оградить подобных менеджеров от сверхвысоких зарплат, умножающих и без того колоссальное имущественное расслоение нашего общества.

Что с того?

Само по себе новое решение, безусловно, неплохое. Напрямую привязать зарплату к доходности не всегда можно: на госкомпаниях, как правило, лежит ощутимая социальная нагрузка, и не стоит подталкивать руководителей к тому, чтобы они эту "социалку" скидывали.

Вызывает вопросы лишь то, кто и как будет оценивать "отраслевые показатели, увязанные с национальными целями развития". Безусловно, при наличии сформированной стратегии развития экономики такие цели есть, и они формализованы. Но именно такой стратегии – детальной, пошаговой, с верифицируемыми цифрами – у нас не существует сейчас и явно не будет завтра. Вопрос: как же мы сможем сегодня перевести человека на оплату по ключевым показателям эффективности, если эти самые показатели либо отсутствуют в природе, либо не согласованы между собой?

В нынешних формулировках размер вознаграждения, по сути, остаётся на усмотрение совета директоров, произвольно трактующего множество параметров. Решение этого совета утверждается в правительстве – и тут, опять же, результат больше зависит от способности руководителя произвести впечатление на министерскую верхушку, чем от его реальной пользы для государства. То есть не меняется ничего.

Поэтому сейчас нам нужны не КПЭ, не цепочки начальников, оценивающих ещё одного начальника, а чётко проговоренный абсолютный потолок годовых выплат руководителям. И не 30 миллионов, а существенно, намного меньше. Опасаться нечего: миф о том, что высокие зарплаты предотвращают коррупцию, разоблачён в России сотнями менеджеров и чиновников.

Хотя бы на время спецоперации: максимум по миллиону в месяц – и хватит. Как думаете?

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ

ФОТО: ELNUR/SHUTTERSTOCK.COM

Источник: tsargrad.tv