Либералы любят стенать по поводу низкого роста отечественной экономики и маленького показателя ВВП на душу населения. Однако разбираться в причинах такой ситуации, судя по всему, не намерены. Именно либерально-монетаристский подход не позволяет экономике России ускориться, плодя огромные резервы и позволяя капиталу уходить из страны в заграничные офшоры. Про популистов из лагеря либералов даже излишне упоминать – их рецепты годятся только для криков на площадях.
На просторах интернет-пространства раздался очередной вой либералов. Поводом стала инфографика с информацией о ВВП на душу населения в мире. Авторы комментариев, пытаясь юморить, заявляли о том, что Россия, уступая странам Европы и даже Китаю по этому показателю, тем не менее обгоняет "востребованные у высшего руководства" Бурунди или Центральноафриканскую республику.
Скриншот сайта visualcapitalist.com
Начнём с того, что страны Африки "востребованы" у всех уважающих себя государств мира. Для того чтобы перестать иронизировать на этот счёт, достаточно взглянуть на список главных торговых партнёров упомянутых африканских республик. Основными экспортёрами товаров в Бурунди является Европейский союз (38% импорта), в ЦАР – также Евросоюз плюс Соединённые Штаты Америки, Индия, Китай и Япония. Им почему-то Африка нужна. Секрет прост: любой стране нужны рынки сбыта продукции, это азы экономики.
Идём далее. Не знаю, откуда создатели инфографики взяли цифру 10 800 долларов на душу населения в России, если апрельский отчёт Международного валютного фонда презентовал иную цифру – 11 654 доллара. По этому показателю наша страна находится, можно сказать, на уровне Евросоюза – вернее, его третьего эшелона.
Кроме того, почему-то сравнивается показатель внутреннего валового продукта на душу населения по номиналу, а не по паритету покупательской способности. В чём смысл номинального сравнения, не учитывающего уровень доходов населения? Ну да ладно.
Кто виноват и что делать?
Действительно, Россия при всех своих колоссальных внутренних ресурсах должна быть гораздо выше. По крайней мере, входить в число пятидесяти стран с самым высоким ВВП на душу населения и по номиналу, и по ППС. В чём причина нашего отставания? В медленном экономическом росте, который объясняется двумя факторами.
Первый, гораздо менее существенный, – давление извне, санкции, игра не по правилам честной конкуренции. Из-за санкционной войны, по подсчётам немецких специалистов, мы недосчитываемся 0,2-0,3% экономического роста в год. С одной стороны, немного. С другой, ничего хорошего в этом нет. Что поделать, такова плата за геополитический суверенитет. Признаем, ещё не самая большая.
Второй фактор – ключевой. Это либерально-монетаристский подход при определении стратегии экономической политики, который не даёт развиваться реальному сектору экономики и отправляет русский капитал в офшоры.
Россия – пятая страна в мире по международным резервам (594,5 миллиарда долларов) и обгоняет по этому показателю многие ведущие экономики мира, уступая только КНР, Японии, Швейцарии и Индии. Огромный объём денежных средств накоплен Фондом национального благосостояния – в ФНБ на 1 июля текущего года насчитали 13 триллионов 574 миллиарда рублей. Однако из-за упрямства системных либералов эти деньги лежат мёртвым грузом, не подпитывают реальный сектор экономики, не идут на поддержку малого и среднего предпринимательства, реализацию крупных и социально значимых инфраструктурных проектов.
Мантрой либералов является то, что ФНБ должен быть неприкосновенен, поскольку это подушка безопасности на случай кризисов. Да, никто не спорит: у России должны быть резервы, которые позволят не допустить коллапса. Но есть же практика, есть исторический опыт. Его надо учитывать.
Последние годы, к сожалению, оказались богаты кризисными ситуациями. Международный финансово-экономический кризис 2008–2009 годов сократил золотовалютные резервы нашей страны на 8,16% (за 2008–2010 гг.), обострение напряжённости с Западом и санкционная война – на 31,48% (за 2013–2016 гг.). Пандемия, кстати, не особо сказалась на ЗВР (в 2019–2021 гг. – рост на 21,7%). Отчётливо видно, что имеющихся резервов не просто хватает с лихвой – их просто уже перебор. Таких значений не было никогда, даже в предгрозовом 2013 году. Так почему бы не пустить хотя бы часть резервов в работу, как предлагают первый вице-премьер Андрей Белоусов и заместитель председателя правительства Юрий Борисов?
И, наконец, главная проблема нашей экономики – офшоры. Если средства не идут в бесконечные резервы, то они направляются ловкими дельцами за рубеж. В 2019 году Bloomberg заявил, что за 25 лет из России на офшорные счета вывели более 700 миллиардов долларов – значительно больше, чем накоплено на сегодня в Фонде национального благосостояния. Оценка же The Bell, проведённая в марте этого года на основании данных Центрального Банка, говорит о том, что чистый отток капитала за 2010–2020 годы составил фантастические 603,9 миллиарда долларов. Если эту проблему не решить раз и навсегда, говорить об экономическом росте не придётся ещё долго. Правила вывода капитала должны быть максимально ужесточены, а в России, в свою очередь, следует создать внутренние офшоры.
Что с того?
И напоследок. Те, кто хихикает над экономическими проблемами России, не предлагая при этом варианты их решения, как правило, принадлежат к либерально-оппозиционному лагерю. Когда смотришь на их стенания по поводу "некрасивых" показателей ВВП и его роста, хочется сказать словами героя романа Достоевского: "Как кто убил?.. Да вы убили, Родион Романович!".
Одни пытаются всячески выгораживать "грамотных специалистов" вроде Алексея Кудрина или Эльвиры Набиуллиной, воздыхать по отсутствию должного числа иностранных инвестиций, рассуждать о "свободном рынке", который якобы может взбодрить отечественную экономику. Другие вообще готовы поддержать откровенных популистов вроде Алексея Навального с его предложениями космического масштаба и космической же глупости вроде "раздать ФНБ простому народу на еду", не понимая элементарных азов экономики. Деньги необходимо вкладывать в создание производств, рабочих мест, в строительство школ и больниц. Вот от этого будет эффект.
Так что… Чья бы корова мычала, а монетаристов и популистов бы помолчала. Поэтому адекватная часть нашего общества, к которой принадлежит абсолютное большинство, должна чётко понимать, что никакой разницы между системными либералами и внесистемной оппозицией нет. И те и другие являются адептами глобалистской леволиберальной идеологии, тянущей нашу страну в вечное болото.
Константин Двинский
Фото: Jonas Petrovas / Shutterstock