Русские Вести

Показательная порка


В связи с аварией, произошедшей на принадлежащей компании ТЭЦ-3 чуть более месяца тому назад, в адрес «Норникеля» направлено требование о добровольном возмещении экологического ущерба.

Насколько велика эта цифра — 148 млрд рублей? Если формально перевести её в американские доллары, то это составит по текущему курсу около 2,1 млрд долларов. Для сравнения: по состоянию на июнь 2020 года владелец «Норникеля», российский миллиардер Потанин, обладал состоянием в 24 млрд долларов и занимал 49-ю позицию среди самых богатых людей мира. Так что речь идёт о том, что Потанину надо будет расстаться с весомой долей его состояния. Поскольку сделать это придётся «живыми» деньгами, удар выглядит достаточно болезненным, хотя по миру бизнесмен отнюдь не пойдёт.

Впрочем, отвечать перед законом Потанину придётся не в одиночку — он владеет лишь 30,4% акций «Норникеля», а ещё 27,8% и 4,2% акций находятся во владении структур Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. Так что в перспективе Потанину, Дерипаске и Абрамовичу придётся делить эти 2,1 млрд убытка «на троих», ну и, конечно же, «осчастливить» рядовых акционеров «Норникеля», которым принадлежит оставшаяся треть акций.

Кстати, для «Норникеля» такой штраф тоже выглядит отнюдь не смертельным — 2,1 млрд долларов это даже меньше его чистой ежегодной прибыли, составившей в 2019 году без малого 6 млрд долларов, так что речь идёт лишь о том, что «жирок» его владельцев в следующем году будет нарастать чуть медленнее. Поэтому в общем-то комментарий от «Русала» Олега Дерипаски, представители которого заявили, что размер штрафа выглядит для них «неожиданным», скорее похож на крокодиловы слёзы — для одного из ведущих металлургических холдингов России не является проблемой изыскать даже такие, казалось бы, внушительные средства.

Конечно, озвученная сумма штрафа значительно превосходит начальные оценки. Например, эксперт «Гринписа России» Василий Яблоков, которого вряд ли можно заподозрить в симпатии к «Норникелю», сразу после аварии заявил, что речь может идти о 6–7 млрд рублей ущерба водным объектам и ещё около 10 млн рублей ущерба почвам. Умеренной была и оценка бывшего заместителя руководителя Росприроднадзора Олега Митволя, который в начале июня заявил, что ущерб от разлива дизельного топлива в Норильске может «достичь 100 млрд рублей». Как оказалось — не только достиг, но и превзошёл практически в полтора раза.

Судя по всему, такая жёсткая позиция Росприроднадзора отнюдь неслучайна. По-хорошему, аварийный резервуар ТЭЦ-3, который стал причиной аварии, нужно было починить ещё пять лет тому назад — с 2016 года «Норникель» держал его «в ремонте», хотя, как оказалось, забил под завязку дизельным топливом. Такой «бумажный» финт позволял «Норникелю» отвадить Росприроднадзор от любых проверок, так как по ремонтируемым объектам они не проводятся. Поэтому не исключено, что столь жёсткая позиция контролирующего ведомства связана и с тем, что практику такого обмана хотят сделать неприемлемой и невыгодной для предприятий. Ведь нормальный ремонт аварийной ёмкости и сотрудничество с Росприроднадзором обошлись бы всяко меньше, чем нынешний громадный штраф.

Действительно, жаловаться «Норникелю» на жизнь совсем не с руки. По итогам 2019 года он отчитался о росте чистой прибыли почти вдвое — в том числе, как мы понимаем постфактум, сэкономив на ремонте злополучного резервуара. Но скупой платит дважды, а в случае с государством — ещё и в десятикратном размере. Так что теперь придётся и ёмкость отремонтировать, и в природу норильского края вложиться «по полной».

Что же важно в этом прецеденте? Во-первых, конечно, — довести дело до реальных выплат. Ведь юристы, лоббисты и адвокаты «Норникеля» будут всячески пытаться уменьшить сумму компенсации, используя любые зацепки, лазейки в законах или формальные предлоги. Не исключено, что мы ещё не раз услышим о том, что «штаф неподъёмный», хотя это, как мы показали, неправда. Именно от взвешенной, но и предельно жёсткой позиции российского государства зависит исход тяжбы, которая позволит ликвидировать последствия экологической катастрофы. Во-вторых, такая практика «наказания тяжёлым рублём» должна стать повсеместной — ведь, чего греха таить, множество компаний и предприятий просто манкируют правилами безопасности и экономят на ремонте своего потенциально опасного оборудования. Катастрофы на таких объектах могут привести не только к страшному экологическому ущербу, но и к гибели людей.

Создан прецедент. Прецедент правильный и способный радикально изменить в лучшую сторону взаимоотношения в извечном треугольнике «бизнес–общество–государство». Теперь нужно лишь добиваться того, чтобы это здравое начинание стало историческим фактом. «Норникель» должен расплатиться по выставленным ему счетам. Хотя фактически — просто убрать за собой.

Алексей Орлов

Источник: zavtra.ru