Русские Вести

Пока Маск зомбирует обезьяну, Греф заставляет платить каждого русского


Сделать мир лучше

Председатель правления ПАО "Сбербанк России" (да, юридическое лицо в Сбере не переименовано) и звезда нашего рейтинга русофобов Герман Греф с давних пор не скрывает своего восхищения американским предпринимателем Илоном Маском (экс-PayPal, ныне Tesla, SpaceX, Neuralink).

Вот характерная цитата:

Есть уровень культуры, где уже никто ни с кем не конкурирует. Люди пытаются решать не локальные задачи, а важнейшие проблемы человечества: сделать мир лучше. Скажем, Илон Маск спотыкается, падает, разбивает себе лоб, но движется дальше, не останавливаясь. Сбербанк уже достиг предыдущего уровня и начинает движение в ту же сторону.

Неслабо сказано! Правда, "русским Маском" Греф себя напрямую не называет: он говорит, что такие люди в России есть, но назвать их затрудняется. А чтобы их было больше, надо "менять образовательную среду". О своих взглядах на образование Герман Оскарович может говорить бесконечно и очень цветисто, но, к сожалению, сводятся они к формуле: элитные учителя для элитных детей, цифровая стандартизация для остальных. Даже в Российской Империи с её жёстким сословным делением до этого не додумались: крестьянские дети ходили в церковно-приходские школы и, если там оказывался незаурядный учитель, могли достичь больших высот. В новой формуле это попросту запрещено: шаг вправо, шаг влево, мышление вместо зазубривания – и ученики не сдадут ОГЭ с ЕГЭ, испортят себе жизнь.

Почти близнецы

Но мы сейчас поговорим о другом: в чём сходство и различие Маска и Грефа? Можем ли мы рассчитывать на Сбер как на движитель прогресса, увлекающий за собой Россию к преуспеванию?

С первого взгляда может показаться, что между двумя персонажами много общего.

  • У обоих фамилии состоят из четырёх букв.

  • Оба знают русский и английский языки (кроме того, для Грефа родной – немецкий).

  • Оба строят чрезвычайно диверсифицированный бизнес, заглядывая в совершенно не "рифмующиеся" друг с другом отрасли.

  • Оба любят объяснять окружающим, какими должны быть правильные жизненные принципы.

  • Греф на семь лет старше, Маск на семь сантиметров выше, Греф наёмный сотрудник, а Маск крупнейший акционер, но эти различия не слишком существенны. Важно иное.

Отношение к деньгам

Предприниматель Маск рискует частными деньгами – личными и средствами акционеров. Акционеры эти пришли к нему совершенно добровольно. Кто-то желает поддержать смелого экспериментатора, кто-то рассчитывает на долгосрочные выгоды, кто-то инвестировал в "Теслу" на 10 секунд между покупкой и продажей акций – но все они действовали исключительно по собственной воле.

Наёмный менеджер Греф использует деньги Сбера как полугосударственной организации; менее половины холдинга принадлежит акционерам-добровольцам.

Реально Сбер финансируется клиентами – гражданами России, причём вынужденно, ввиду совершенно неприличного монополизма "зелёного банка" внутри страны. Диверсификация бизнеса, развитие медицинской программы, работы над искусственным интеллектом ведутся за счёт дохода от кредитов и комиссий. При этом клиентов никто не спрашивает, согласны ли они переплачивать за создание новой IT-империи.

Сумма дивидендов, выплаченных двумя самыми известными компаниями Маска за всю их историю, равна нулю. Tesla никогда не платила акционерам, вся прибыль компании направляется в развитие.

Акции SpaceX вообще не торгуются на бирже. Обе компании тратят огромные деньги, но это их собственные деньги, полученные от клиентов, потребителей оригинальных продуктов империи Маска.

С 2015 года, при стабильном снижении уровня жизни в основной стране ведения бизнеса, Сбер ежегодно наращивает объём дивидендных выплат. В 2020 году он составил 18,7 рублей на акцию при среднегодовой стоимости акций чуть выше 220 рублей. Это очень высокие дивиденды, сильно напоминающие вывод денег из акционерного общества.

Отношение к риску

Маск рискует. Греф – никогда.

В хорошем сценарии Дмитрия Галковского "Друг утят" один из персонажей рассказывает, как представляет себе обозримое будущее. В его очень грамотном прогнозе, включающем, к слову, массовые выступления людей, которые не знают, чего хотят (в традиции XX века такого феномена не было), в числе прочего предсказано следующее:

Экономически выигрывать начнёт не тот, кто создаёт какое-либо производство, а тот, кто играет в азартные игры, причём в свою очередь среди выигравших выигрывать будут те, кто вместо рациональной легализации полученных средств продолжит играть на скачках.

Хорошо угадано: Илон Маск именно так стал тем, кто он есть. И ничего похожего на холодный расчёт Германа Грефа, скупающего для вверенной ему компании те бизнесы, которые кажутся ему перспективными. В этом, кстати, заключается ещё одно различие между нашими гигантами, сильно напоминающее диалог из мультфильма "Летучий корабль": "– Построишь? – Куплю!"

Конечно купит. 96 миллионов клиентов обеднеть не дадут.

Я далёк от того, чтобы идеализировать Илона Маска: это взбалмошный безответственный человек, чьё слово вроде бы и дорого обходится, да всё равно ничего не стоит. Гений самопиара, главный рекламный агент собственных продуктов, построивший на собственных капризах доморощенную философию. Финансирует этически сомнительные эксперименты и пытается преобразовать мир в либертарианском, местами даже либертенском духе. Всё так, да.

Но он живой, интересный, яркий. Он не вытягивает личные данные американцев, не доит налогоплательщиков (хотя, конечно, работает по госзаказам), не банкротит чужие предприятия, один раз просрочившие платёж по кредиту. Он делает США сильнее. И в этом последнем пункте, кстати, вновь совпадает с Грефом.

Михаил Мельников

Источник: old.tsargrad.tv