Русские Вести

Подешевеют ли продукты?


Попытки правительства и профильных ведомств вводить ограничения на удорожание продуктов, как правило, не срабатывают. То есть ограничения эти, если и действуют, то, в лучшем случае, не больше месяца. Производители же при этом сетуют, и не без основания, на вереницу факторов. А именно: рыночную конъюнктуру, фактическую девальвацию рубля, высокие наценки торговых сетей, удорожание транспортных и складских услуг.

Между тем в транспортной сфере на днях приняты меры, которые должны поспособствовать как минимум реальному сдерживанию роста цен. Так, руководство ОАО «РЖД» объявило о том, что с 27 февраля по декабрь с.г. включительно вводятся пониженные на 10,8 - 43,6% тарифы для грузоотправителей на перевозку товаров массового спроса. Наибольшее снижение тарифов в этом диапазоне предусмотрено для продовольственных грузов, в том числе, сырья, что — весьма кстати. Ведь в конечной розничной цене сельхозпродукции фактическая совокупная доля железнодорожных и смежных (складских, перегрузочных) расходов нередко превышает 20%. Так, к примеру, обстоит дело, по оценкам Рыбного союза РФ, почти с третью рыбной продукции, поставляемой из сибирско-дальневосточного региона РФ и с Крайнего Севера (главных рыбных регионов РФ) в Европейско-Уральский регион страны.

По мнению главы Ассоциации организаций продуктового сектора РФ Михаила Синева упомянутые меры РЖД позволят нарастить перевозки готового продовольствия и продовольственного сырья, той же плодоовощной продукции из стран ближнего зарубежья в разные регионы России.

С ноября 2021 г. уже организованы регулярные железнодорожные агроэкспрессы в Россию из Узбекистана и Азербайджана; в текущем году в эти скоростные перевозки продовольственных грузов в РФ включатся Армения (через Азербайджан), Таджикистан, Киргизстан.

В то же время аналитики считают, что если и произойдет «заморозка» или какое-то замедление роста розничных цен на продукты питания ввиду снижения железнодорожных тарифов, то это коснётся той продукции, что перевозится на дальние расстояния (не менее 1000 км). Потому что до 80% ежегодного объема «скоропортящихся перевозок» на меньшие расстояния приходится на автотранспорт. А в этом сегменте, во-первых, стоимость их постоянно растет. И, во-вторых, в данной сфере работают сотни разных перевозочных компаний, а единого органа, регулирующего автоперевозки и их расценки, в отличие от железнодорожных, регулируемых ОАО «РЖД», в ней нет. Президент Ассоциации грузового и автомобильного транспорта «Грузавтотранс» (РФ) Владимир Матягин отмечает, что реальный рост грузовых автотранспортных тарифов ныне остаётся в пределах 10-15% в год. Он заметен особенно на южных направлениях. Безусловно, не меньший «вклад» в удорожание продуктов вносит и постоянно растущая наценка торговых сетей. Например, взять морковь. В магазинах она стоит порядка 50-70 руб., а в поле — до 5 руб. за 1 кг. То есть цена её доставки грузовиками в среднем не более 5 руб., всё остальное — накрутки магазинов.

Фактические торговые наценки большинства торговых сетей достигали до последнего времени 30% и даже больше. В 2021 г. Минпромторг и Минсельхоз РФ, в буквальном смысле, прессинговали сетевиков в отношении этих наценок, что, похоже, возымело действие.

Так, в январе 2022 года продуктовые сети «Магнит», «Х5» и «Бристоль» заявили о готовности снизить свои наценки до 10-15% — на продовольственные товары первой необходимости. Причем «Магнит» уже установил 10-13% наценки более чем на 20 товаров, включая такие продукты повышенного спроса, как вермишель, овощи т.н. борщевого набора, хлеб, молоко, сливочное масло, гречневую крупу, рис. В свою очередь, «Х5» недавно ввела схожие наценочные лимиты на 20 социально значимых продтоваров. Но надолго ли введены такие ограничения? При этом почти все виды мясной, рыбной, кондитерской, как и большинство видов молочной продукции и фруктово-ягодного ассортимента, не включены сетями в данные ограничения.

Словом, в отсутствие дееспособного государственного регулирования ценовой политики торговых сетей навряд ли можно рассчитывать на то, что пониженные железнодорожные и другие транспортные тарифы гарантируют снижение розничных цен на продукты. Или хотя бы сдерживание роста этих цен в течение длительного времени.

Леонид Шипилов

Источник: www.stoletie.ru